Вкл Обычная версия сайта Шрифт: A A A Цвет: Ц Ц Ц Ц Дополнительно

Графика: Включить изображения Выключить изображения Включить видео Выключить видео

Интервал: Одинарный Полуторный Двойной

Разрядка: Стандартный Средний Большой

Гарнитура: Без засечек С засечками

20 лет

Кемеровская региональная
общественная организация
Профессиональная ассоциация медицинских сестер Кузбасса (КРОО ПАМСК)

Накопительная система дополнительного профессионального образования как элемент непрерывного профессионального развития специалистов со средним медицинским образованием

Скоморина О.В., Дочкина Н.Л., Дружинина Т.В. 

Накопительная система дополнительного профессионального образования как элемент непрерывного профессионального развития специалистов со средним медицинским образованием 

ГБОУ СПО «Кемеровский областной медицинский колледж»

КРОО «Ассоциация медицинских сестёр Кузбасса»

Концепция получения непрерывного профессионального образования подразумевает процесс непрерывного формирования новых профессиональных знаний, умений и навыков по ступенчатому принципу организации профессионального образования в целом. Сегодня появляется потребность не просто в новых знаниях, а в новых технологиях приобретения знаний, переходе на новый уровень всей системы непрерывного профессионального развития медицинских работников.

Непрерывное профессиональное развитие — период образования и подготовки работников со средним профессиональным образованием, начинающийся по завершении первичной специализации (при необходимости) и продолжающийся в течение всей профессиональной деятельности. Основная цель непрерывного профессионального развития — сохранение на должном уровне, пересмотр, углубление и расширение знаний и навыков.

Последипломное медицинское образование в развитых странах проводится в рамках программы, которую так и называют: непрерывное медицинское образование и непрерывная профессиональная подготовка. Их особенность — обучение не под наблюдением преподавателя, а самостоятельно. Чтобы быть в курсе новых достижений медицины, медики регулярно изучают современную медицинскую литературу, занимаются на курсах медицинского образования, посещают медицинские конференции и т.д. Во многих профессиональных журналах и на специализированных медицинских сайтах публикуются специальные разделы — СМЕ — содержащие учебные материалы. После освоения тем и ответа на контрольные вопросы можно получить определенное количество баллов (кредит). В кредитах оцениваются все виды учебной работы (самостоятельная проработка материала, написание научных статей, участие в работе конференций и пр.). Определенная сумма кредитов дает право на подтверждение сертификата.

Важнейшей возможностью получения кредитов являются различные формы самообразования, дистанционное обучение, участие в конференциях, семинарах, тематических краткосрочных курсах и т.д.

Необходимость перехода на непрерывное медицинское образование и постоянный профессиональный рост для российских специалистов не вызывает сомнения. В настоящее время обсуждаются правила и технология такого обучения.

       Кемеровский областной медицинский колледж имеет опыт реализации накопительной системы дополнительного профессионального образования специалистов со средним медицинским образованием.

      «Накопительная система зачета часов» является гибкой быстро реагирующей формой дополнительного профессионального обучения, позволяющей за счет развития самостоятельной творческой активности медицинских работников сократить их единовременное пребывание в стенах образовательного учреждения без сокращения количества часов, соответствующих программе. Она представляет собой систему зачетных баллов для обучающегося по результатам накопления объема знаний и умений, выраженных в часах, которая повышает и совершенствует теоретические знания и практические умения слушателя в пределах конкретной образовательной программы, что позволяет укоротить формальные программы повышения квалификации, проводимые каждые пять лет, и дополнить их ежегодным непрерывным повышением квалификации в форме контролируемого самообразования.

Эта система учитывает результаты образовательного опыта средних медицинских работников, которая повышает и совершенствует их профессиональные навыки в пределах конкретной области практики. Стоит заметить, что внедрение накопительной системы не предполагает отмену существующей системы последипломной подготовки средних медицинских работников, а дает им право выбора способа повышения своей профессиональной компетентности.

Слайд 1

Накопительная система последипломной подготовки в колледже обеспечена следующими условиями реализации:

  • программы реализуются штатными преподавателями с обязательным наличием стажа практической деятельности не менее 5 лет, соответствующим уровнем профессиональной подготовки по профилю преподаваемой дисциплины, с подготовкой по андрогогике;

  • образовательный процесс обеспечен учебной, учебно-методической литературой по реализуемым специальностям;

  • образовательный процесс обеспечен аудиовизуальными средствами обучения, программными продуктами, используемыми в организациях здравоохранения, средствами для дистанционного обучения, проведения видеоконференций;

  • государственное задание на последипломную подготовку специалистов (в части контингента) устанавливается колледжу с учетом контингента «накопительной системы» часов

  • Работа по накопительной системе повышения квалификации ведётся в соответствии с государственными образовательными стандартами последипломной подготовки по специальностям

  • Основными компонентами накопительной системы являются обязательные и вариативные часы обучения, которые в сумме должны составлять не менее 144 часов учебного времени, что соответствует имеющимся утвержденным образовательным программам. Для реализации образовательной программы составляются учебный и учебно-тематический планы, в которых указываются темы и дисциплины, допущенные для вариативного изучения. Учебный и учебно-тематический планы предоставляются в открытом доступе всем заинтересованным участникам, размещаются на сайте колледжа.

Накопительная система повышения квалификации рекомендована всем категориям специалистов со средним медицинским образованием, является формой повышения квалификации и не противоречит уже сложившейся системе повышения квалификации в регионе.

Слайд 2

Задачами накопительной системы повышения квалификации являются:

ـ    создание условий для формирования и расширения профессиональных компетенций, необходимых для эффективного выполнения профессиональной деятельности, стимулирование процесса непрерывного повышения квалификации и подготовки специалистов со средним медицинским образованием;

ـ    удовлетворение потребности личности в непрерывном образовании в течение всей жизни;

ـ    совершенствование деловой квалификации, подготовка к выполнению новых задач профессиональной деятельности;

ـ    повышение мотивации и личной ответственности специалистов со средним медицинским образованием за своевременное совершенствование своих знаний и практических навыков для более качественного выполнения профессиональных функций и должностных обязанностей;

ـ    повышение качества оказания медицинской помощи посредством внедрения практики получения дополнительного образования в контексте рабочей среды;

ـ    повышение престижа профессии медицинского работника.

Накопительная система реализуется колледжем с 2010 года.

Слайд 3.

К повышению квалификации в форме накопительной системы допускается специалист со средним медицинским и фармацевтическим образованием, имеющий диплом государственного образца и сертификат в соответствии с занимаемой должностью. Специализация по накопительной форме обучения не проводится.

Ежегодно, до сведения всех специалистов доводится информация (на Днях специалиста, на сайте колледжа, на конференциях и мероприятиях Ассоциации медицинских сестер Кузбасса) о циклах усовершенствования, реализуемых по накопительной системе.

За эти три года в колледже по данной системе прошли усовершенствование 165 человек: организаторов сестринского дела - 59 человек, участковых медицинских сестер - 18 человек, медицинских сестер и фельдшеров ДОУ и школ - 42 человека, медицинских сестер и фельдшеров ОВП - 23 человека, палатных медицинских сестер – 23 человека.

Основными компонентами накопительной системы являются обязательные и вариативные часы обучения, которые в сумме должны составлять не менее 144 часов учебного времени, что соответствует имеющимся утвержденным образовательным программам.

Слайд 4

Утвержден обязательный перечень тем с указанием часов, которые слушатели должны пройти в стенах образовательного учреждения:

  • правовое обеспечение профессиональной деятельности;

  • психологические аспекты профессиональной деятельности;

  • современные сестринские технологии;

  • медицина катастроф;

  • неотложная помощь;

  • инфекционная безопасность и инфекционный контроль;

  • региональные проблемы онкологии и фтизиопульмонологии;

  • дисциплины специальности.

Набор вариативных часов осуществляется равномерно в период времени предстоящей сертификации.

Учет и качество набора вариативных часов возложен на Ассоциацию медицинских сестер Кузбасса.

Специалист со средним медицинским образованием, выбравший для себя накопительную систему повышения квалификации, имеет право самостоятельно определять образовательные мероприятия для набора вариативных часов, в соответствии со спецификой профессиональной деятельности;

Слайд 5

К видам и формам повышения квалификации в рамках накопительной системы относятся:

- участие специалиста (в качестве докладчика, слушателя) в научно-практических конференциях различного уровня (местный, региональный, окружной, федеральный, международный), тематика которых соотносится со спецификой профессиональной деятельности специалиста - кодом специальности, функциональными обязанностями;

- участие специалиста (в качестве докладчика, слушателя) в семинарах различного уровня, тематика которых соотносится со спецификой профессиональной деятельности специалиста - кодом специальности, функциональными обязанностями;

- разработка методических пособий и рекомендаций, тематика которых отвечает специфике профессиональной деятельности специалиста - коду специальности, функциональным обязанностям;

- участие специалиста в инновационных проектах по совершенствованию сестринской помощи, разработке профессиональных стандартов, направление которых отвечает специфике профессиональной деятельности специалиста;

- участие специалиста в профессиональных конкурсах, конкурсах научно-исследовательских работ на различных уровнях;

- публикация тезисов, статей, соответствующих специфике профессиональной деятельности;

- прохождение специалистом дистанционных образовательных программ, соответствующих специфике профессиональной деятельности;

- прохождение специалистом тематических циклов усовершенствования (до 72 часов) на отделении дополнительного образования ГБОУ СПО «КОМК» в различных формах – дистанционных, очных и т.д.;

- прохождение специалистом стажировки на рабочих местах, в медицинских организациях Кемеровской области

- участие в работе школ для пациентов по различным клиническим направлениям внутри медицинской организации

Слайд 6

К видам и формам повышения квалификации в рамках накопительной системы не относятся:

- участие специалиста в качестве слушателя/докладчика на организационных совещаниях коллектива медицинской организации, членов профсоюза, членов Ассоциации медицинских сестер Кузбасса;

- участие специалиста в тренингах, семинарах, конференциях, конкурсах, и др., не имеющих непосредственного отношения к специфике профессиональной деятельности данного специалиста;

- приобретение знаний посредством изучения профессиональной литературы, поиска сведений в сети Интернет, общения по профессиональной тематике в рамках различных социальных сетей, не повлекшее за собой публичного признания результата состоявшегося обучения (участие в конкурсе, подготовка доклада, статьи, разработка учебного или методического материала).

Слайд 7 и т.д. (Организация подготовки специалистов, выбравших накопительную систему)

Специалист со средним медицинским образованием, выбравший накопительную форму повышения квалификации, оформляет заявление на имя директора колледжа и анкету установленного образца. Заявление и анкета представляются в отделение дополнительного образования ГБОУ СПО «КОМК».

Слайд 8 Форма заявления

Слайд 9 Анкета слушателя ОДО, желающего пройти обучение по накопительной системе часов

Слайд 10

Зачет суммы набранных баллов вариативной части накопительной системы производится на основании представленного специалистом со средним медицинским образованием пакета документов (портфолио) о прохождении обучения в рамках накопительной системы повышения квалификации – свидетельств, сертификатов, программ конференций и семинаров, копий приказов о проведении конкурсов, копий опубликованных работ и статей, иных документов, достоверно свидетельствующих о реализации учебной деятельности.

Слайд 11

Набранные баллы суммируются и заносятся в региональном представительстве Ассоциации медицинских сестер Кузбасса ответственным за это представителем, в зачетную книжку специального образца с указанием количества баллов/часов, набранных специалистом по различным мероприятиям, непосредственно касающимся специфики его деятельности.

Слайд 12 (зачетная книжка)

Зачет суммы набранных учебных баллов производится в период, предшествующий направлению специалиста со средним медицинским образованием на обязательный цикл повышения квалификации (1 раз в пять лет).

Объем обучения в рамках вариативной части накопительной системы повышения квалификации, принимаемый к зачету, составляет не менее 50% от количества часов конкретного цикла в пятилетний период.

Слайд 13

Методист отделения дополнительного образования ГБОУ СПО «КОМК» составляет совместно со специалистом со средним медицинским образованием, выбравшим накопительную сиcтему повышения квалификации учебную программу и индивидуальный план, который согласовывается с заместителем директора по дополнительному образованию (заведующей ОДО) ГБОУ СПО «КОМК».

Слайд 14. Индивидуальная учебная программа и индивидуальный план

Слайд 15.

Специалист со средним медицинским образованием, выбравший накопительную форму повышения квалификации, зачисляется приказом директора ГБОУ СПО «КОМК» слушателем отделения дополнительного образования ГБОУ СПО «КОМК» и проходит обучение в соответствии с индивидуальным учебным графиком и планом.

Слайд 16

Повышение квалификации заканчивается итоговой аттестацией по основным профессиональным разделам программы и осуществляется в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта последипломной подготовки, независимо от формы повышения квалификации.

При возникновении спорных ситуаций в определении количества зачетных баллов к начислению, руководитель сестринской службы медицинской организации и специалист со средним медицинским образованием имеют право обратиться за разрешением вопроса в Профессиональную ассоциацию медицинских сестер Кузбасса, отделение дополнительного образования ГБОУ СПО «КОМК».

Таким образом, в заключение необходимо отметить, что современное медицинское образование должно быть активным с акцентом на активную самостоятельность обучающихся и возможность адаптации к изменяющимся условиям. Сегодня возможно развитие гибкой и многофункциональной системы последипломного образования. Предложенные формы повышения квалификации в связи с активным внедрением в медицинскую практику достижений научно-технического прогресса, приводящего к совершенствованию медицинских технологий, необходимо постоянно совершенствовать, развивать и дополнять.

Приложение № 1

Директору ГБОУ СПО «КОМК»
______________О.В.Скомориной  
от _______________________________________________
(ФИО полностью)
_____________________________________________
(должность. основное место работы  

 

                                              



 ЗАЯВЛЕНИЕ                                 

Прошу зачислить меня в число слушателей отделения дополнительного образования на цикл усовершенствования «наименование цикла» с «дата, месяц, год» с учетом баллов набранных по накопительной системе за период с «дата, месяц, год» по «дата, месяц, год» в количестве «баллы, общее количество»

«______»________________20_____                 Подпись____________

 

 Анкета слушателя отделения дополнительного образования
для зачисления на повышение квалификации по накопительной системе

1.        Фамилия Имя Отчество  
2.         Дата рождения  
3.         Место работы (полное название лечебной организации)  
4.         Район (город) проживания в настоящее время  
5.         Занимаемая должность:
-основная
-дополнительная (если есть)
 
6.         Категория, разряд
Год присвоения
 
7.         Образование (нужное подчеркнуть):
-среднее профессиональное, базовый уровень,
- среднее профессиональное углубленная подготовка,
- высшее профессиональное
Специальность по диплому:
    Специализация :
8.         Какое образовательное учреждение окончили, год окончания  
9.         Стаж работы:
-в занимаемой должности
-общий
 
10.      Какие курсы повышения квалификации проходили за последние 3 года?
(указать тематику, объем, форму, место и год повышения квалификации)
 
11.      Укажите общее количество набранных баллов по накопительной системе  
12.      Предложения по формированию индивидуального плана  
13.      Адрес места работы
(с указанием индекса)
 
14.      Рабочий телефон
(с указанием кода)
 
15.      Домашний адрес
(с указанием индекса)
 
16.      Домашний телефон
(с указанием кода)
 
17.      Мобильный телефон  
18.      Адрес электронной почты  

Дата заполнения: «_____» _______________________________20____г.

Личная подпись _______________________ 

Приложение 2

СОГЛАСОВАНО
Зам . директора ГБОУ СПО «КОМК»
 ________________ Е.Н.Моисеенкова
«___»___________ 20___г.
   
             УТВЕРЖДАЮ
             Директор ГБОУ СПО «КОМК»
             ____________ О.В.Скоморина
             «___»_________ 20___г.    


Индивидуальный план повышения квалификации

Фамилия Имя Отчество __________________________________________________

Количество часов __________

№ п/п

Наименование цикла, раздела, темы

Кол-во часов

Форма освоения

Сроки освоения

Форма контроля

Подпись преподавателя по итогам освоения программы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методист ОДО _____________________________
(подпись, Ф.И.О.)

Слушатель ОДО _____________________________ 
(подпись, Ф.И.О.) 


Приложение 3

Мероприятия, рекомендуемые для зачета часов по накопительной системе повышения квалификации

Мероприятие

Кол-во часов-баллов

Подтверждающий документ

Примечание

1. Участие в научно-практических конференциях в рамках образовательной программы:
  • уровень МО;
  • региональный уровень;
  • окружной уровень;
  • федеральный уровень;
 




2
4

6
10
 
Документы, подтверждающие участие (программа конференции, сертификат участника)  
2. Участие в семинарах в рамках образовательной программы (1)   2-20 Документы, подтверждающие участие (программа конференции, сертификат участника)  
3. Подготовка доклада и выступление на конференции, семинаре:
  • уровень МО;
  • региональный уровень;
  • окружной уровень;
  • федеральный уровень;
  • международный уровень


5
5
 
10
10
20
Документы, подтверждающие участие в конференции (программа конференции, сертификат участника, доклад, видео материал, фото и т.п.)  
4. Публикация в профессиональном издании:
  • уровень МО;
  • региональный уровень;
  • окружной уровень;
  • федеральный уровень;
  • международный уровень


2
4

6
10
12
Ксерокопия публикации, библиографические указатели, в которых указана публикация  
5. Участие в составе рабочих групп по внедрению инноваций в практическую деятельность лечебной организации 10 Ксерокопии приказов органов управления здравоохранением о включении в состав рабочих групп  
6. Участие в профессиональных конкурсах, конкурсах научных работ (2):
  • уровень МО;
  • региональный уровень;
  • окружной уровень;
  • федеральный уровень;

 


2
4
    
6
10
Наличие сертификата участника  
7. Работа в качестве эксперта по оценке деятельности   медицинского персонала 5 Копия приказа соот-ветствующего органа управления здравоохранением о привлечении конкретного специалиста к данной работе  
8. Разработка учебно-методических пособий для использования в сестринской практике (3)
 
2-10
 
Учебно-методические материалы
         
Копия пособия, ксерокопия заключения руководителя службы МО, ассоциации, главного специалиста по сестринскому делу, образовательного учреждения о практической ценности материалов
9. Участие в работе школ для пациентов по различным клиническим направлениям внутри медицинской организации Число
часов соответствует фактическому количеству отработанных часов, но не более 12 ч в год
Копия приказа МО о привлечении конкретного специалиста к данной работе  
10. Прохождение дистанционной образовательной программы  
2-20    
Сертификат/свидетельство, подтверждающее успешное выполнение дистанционной образовательной программы  
11. Прохождение тематических циклов усовершенствования (4) 2-20 Сертификат/свидетельство.  
12. Подготовка и проведение обучающего занятия/мастер-класса с сестринским персоналом:  
  • уровень МО;
  • региональный уровень;
  • окружной уровень;
  • федеральный уровень
       


     
2
4

6
10
Копии документов, подтверждающих факт проведения занятия/мастер-класса.    
13. Участие в разработке стандартов сестринской деятельности:
  • уровень МО;
  • региональный уровень;
  • окружной уровень;
  • федеральный уровень  

               
2
4
    
6
10    
Копия стандартов, ксерокопия заключения главного специалиста по сестринскому делу/руководителя Ассоциации, подтверждающего практическую ценность разработки.  

  1. Часы присваиваются согласно длительности учебной программы семинара.

  2. Часы присваиваются с учётом уровня конкурса и оценок конкурсанта, призёрам конкурсов дополнительно начисляется до 10 часов.

  3. Часы присваиваются согласно уровню, объёму и степени участия специалиста в разработке материалов.

  4. Часы присваиваются согласно длительности учебной программы цикла тематического усовершенствования.