Вкл Обычная версия сайта Шрифт: A A A Цвет: Ц Ц Ц Ц Дополнительно

Графика: Включить изображения Выключить изображения Включить видео Выключить видео

Интервал: Одинарный Полуторный Двойной

Разрядка: Стандартный Средний Большой

Гарнитура: Без засечек С засечками

Кемеровская региональная общественная организация Профессиональная ассоциация медицинских сестер КуZбасса (КРОО "Ассоциация медсестер КуZбасса")

Оценка деятельности фельдшерско-акушерского пункта

ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФЕЛЬДШЕРСКО-АКУШЕРСКОГО ПУНКТА

Оценка деятельности фельдшерско-акушерского пункта (ФАП) проводится по следующим направлениям:

  • общая характеристика района обслуживания;

  • материально-техническая оснащенность ФАП;

  • характеристика кадров;

  • анализ показателей здоровья населения;

  • объем доврачебной помощи, ее качество;

  • анализ качества лечебной и профилактической помощи.

Общая характеристика района обслуживания. Оценка деятельности ФАП по этому направлению включает данные о селе, в котором находится ФАП, его санитарном состоянии, дорогах, водоснабжении, количестве дворов, жителей, хозяйственных объектов.

Материально-техническая оснащенность ФАП. Оценка деятельности ФАП по этому направлению характеризуется общей площадью, системой тепло- и водоснабжения, наличием телефонной связи, расстоянием до участковой больницы и ЦРБ; структурой помещений, оборудованием твердым и мягким инвентарем, аппаратурой, инструментарием; полнотой использования аппаратуры; обеспечением стерильности при проведении процедур, прививок, оказании хирургической помощи; наличием медикаментов для оказания неотложной помощи.

Характеристика кадров. Оценка деятельности ФАП по этому направлению складывается из вычисления и анализа следующих показателей:

а) укомплектованность ФАП кадрами (в целом, медицинским, прочим персоналом), определяемая формулой:

УФАП должностями.= число занятых должностей *100%.
число штатных должностей
УФАП физическими лицами= число физических лиц *100%.
число штатных должностей

б) обеспеченность населения медицинским персоналом, определяемой формулой

О.= число физических лиц медперсонала *100%.
среднегодовое число населения

в) квалификация медицинских работников (степень овладения профессией) оценивается уровнем аттестации – числом, %, медицинских работников, имеющих квалификационную категорию, и уровнем квалификации (высшая категория – 1 балл, первая – 0,6 балла, вторая – 0,25).

Пример. Из трех медработников ФАП аттестованы двое, один имеет первую, второй – вторую категорию.

Уровень аттестации = (2 * 100%) / 3 = 66,7%.

Уровень квалификации = (0,6 +0,25) / 2 = 0,425.

Анализ здоровья населения. Анализ здоровья населения проводится по показателям заболеваемости.

Демографические показатели:

а) показатель рождаемости:

Пр.= число родившихся живыми *1000%;
средняя численность населения

б) показатель плодовитости (фертильности):

Ппл.= число родившихся живыми *1000%;
число женщин возраста 15-49 лет

в) показатель смертности:

Псм.= число умерших от всех причин *1000%;
средняя численность населения

г) разность между показателями рождаемости и смертности – естественный прирост населения (или его убыль);

д) показатель младенческой смертности:

Пмлсм.= число детей, умерших за год в возрасте до 1 года *1000%;
число родившихся за год

е) показатель ранней младенческой смертности:

Пр.мл.см = число детей, умерших за год в возрасте до 1 месяца *1000%;
число родившихся за год

ж) показатель перинатальной смертности:

Ппнсм = число мертворожденных и детей,
умерших за год на 1-й неделе жизни
*1000%.
общее число родившихся за год (живыми и мертвыми)

Показатели заболеваемости:

а) общий (или по нозологическим формам) показатель заболеваемости:

Побщз = число заболеваний
(общее, отдельной нозологической формы)
*1000%.
среднегодовое число населения

б) показатели структуры заболеваемости – доли отдельных заболеваний в общем их количестве.

Под заболеваемостью с временной утратой трудоспособности подразумевается совокупность всех случаев заболеваний в данном году, сопровождавшихся утратой трудоспособности и выдачей листка нетрудоспособности.

Основные показатели заболеваемости с временной утратой трудолспособности:

  • число случаев заболеваний с временной утратой трудоспособности на 100 работающих;

  • число дней нетрудоспособности на 100 работающих;

  • средняя длительность (в днях) одного случая утраты трудоспособности;

  • показатель структуры заболеваемости:

Пс.з.= число случаев (дней) по данному заболеванию *100%.
число случаев (дней) по всем заболеваниям

Объем доврачебной помощи.

Оценка деятельности ФАП по этому направлению определяется:

  • числом посещений на одного жителя в год:

П1= число посещений ФАП + число посещений на дому
среднегодовое число населения

  • нагрузкой на амбулаторном приеме:

П2= число посещений ФАП
число рабочих дней в году

  • нагрузкой на дому:

П3 = число посещений на дому
число рабочих дней в году

Анализ качества лечебной и профилактической помощи.

Этот вид анализа проводят с целью определения уровня:

а) выявляемости патологии на профосмотрах:

Вп = число впервые выявленных заболеваний *1000%;
число осмотренных лиц

б) эффективности диспансеризации женщин и детей. Эффективность характеризуется:

  • своевременностью взятия беременных на учет (до 12 нед);

  • своевременностью их госпитализации;

  • своевременностью и качеством патронажных наблюдений беременных и детей раннего возраста;

  • активностью выявления инфекционных больных (на дому);

  • срокам доставки больных, требующих экстренной хирургической помощи;

  • числом допущенных ошибок в диагностике и оказании медицинской помощи фельдшером при направлении больных к врачам специалистам (дается ответственным врачом-куратором);

  • медицинской профилактикой на ФАП (числом прочитанных лекций, бесед, выпущенных бюллетеней, основными темами, числом охваченных сельских жителей этими мероприятиями);

  • противоэпидемической работой.

При анализе все данные представляют в динамике (за 2-3 года) в соответствии с аналогичными показателями по другим районам и средними по селу в целом.

Оценка деятельности ФАП дополняется вычислением и анализом интегрального коэффициента качества (КК) медицинской помощи. Для этого используется стандарт качества, сравнение с которым фактических показателей деятельности позволяет определить степень их отклонения от эталона.

Пример. Проведем расчет интегрального коэффициента качества медицинской помощи фельдшерско-акушерского пункта. По данным табл.1, где приведен стандарт конечного результата деятельности – перечень показателей, наиболее адекватно характеризующих здоровье населения (гр.1) и их допустимый (нормативный) уровень (гр.3). В гр.5 допустимый уровень показателя представлен в баллах. В гр.7 показана цена одной единицы измерения показателя тоже в баллах, т.е. если показатель 14 случаев смерти на 1 000 населения измеряется 5 баллами, то цена одного случая смерти на 1 000 населения будет равна 5 : 14 = 0,36 баллов. Аналогично цена одной единицы измерения младенческой смертности 10 : 14 = 0,7 баллов; 1% своевременно взятых на учет по беременности 8 : 90 = 0,1; 1% обследованных на туберкулез 7 : 90 = 0,1; 1% своевременно направленных больных диспансерной группы к врачам на консультацию 6 : 100 = 0,06 балла.

Фактически показатели, зарегистрированные в отчетном году на фельдшерско-акушерском пункте, представлены в гр.4. Чтобы выразить их в баллах (гр.8), необходимо разность между нормативным (стандартом, эталоном) и фактическим показателями умножить на цену единицы измерения показателя (гр.7).

Знак в гр.6 обозначает ухудшение («-») или улучшение («+») фактического показателя по сравнению со стандартом.

Общая смертность в районе обслуживания по сравнению со стандартом (см.табл.1) хуже на 1 случай на 1 000 населения (15 против 14), а если в баллах, то на 0,36, т.е. фактически показатель выражается величиной 5 – 0,36 = 4,64 балла.

Младенческая смертность на ФАП лучше стандартного показателя на 2 случая смерти на 1 000 родившихся (12 против 14). В баллах эти 2 случая составляют 2 Х 0,7 = 1,4, фактически показатель составит 10 + 1,4 = 11,4 балла.

Своевременность взятия на диспансерный учет беременных (до 12 нед) на ФАП хуже стандартного на 10%, поэтому данный показатель в баллах составляет 8 – (90 – 80) Х 0,1 = 7.

Показатель охвата обследованием на туберкулез в группе риска составит 7 – (90 – 70) Х 0,1 = 5 баллов.

Показатель своевременности направления больных диспансерной группы к врачам оценивается в 6 – (1000 – 90) Х 0,06 = 5,4 балла.

Общее количество баллов по стандарту 38 (сумма данных гр.5), фактическое количество баллов (сумма данных гр.8) 33,4.

Таким образом, показатели результативности на ФАП ниже стандартных (33,4 против 38).

Конечный результат деятельности ФАП оказывается еще ниже, если учесть показатели, характеризующие дефекты в работе медицинского персонала: запущенность в диагностике онкологических заболеваний, туберкулеза, наличие обоснованных жалоб, смертность на дому лиц трудоспособного возраста. Согласно стандарту таких дефектов в работе не должно быть. Однако на практике часто их трудно избежать, поэтому наличие их экспертами оценены соответственно в 0,1; 0,1; 0,5; и 0,2 балла (гр.7).

Дефекты в работе фельдшерско-акушерского пункта в сумме (гр.8) составили 2,4 балла. С их учетом общее количество баллов, оценивающих работу ФАП, будет 33,4 – 2,4 = 31. Интегральная оценка конечных результатов деятельности ФАП составит 31/38 = 0,82 ед.

Описанный процесс анализа деятельности учреждения называется моделированием конечных результатов деятельности. Моделирование позволяет получить интегральный коэффициент качества, имеющий значение для сравнительного анализа работы фельдшерско-акушерских пунктов, позволяет выявить слабые и сильные стороны в их работе, определить возможности воздействия на отдельные показатели.

Интегральный коэффициент конечных результатов можно использовать как критерий для дифференциальной оплаты труда медицинских работников.

По моделям конечных результатов можно оценить и деятельность отдельных работников ФАП. В табл.2 и 3 приведен перечень показателей для расчета конечных результатов деятельности акушерки и медсестры.

Таблица 1

Типовая модель конечных результатов деятельности ФАП

Наименование показателей Единица измерения Норматив Фактиче-
ский показатель
Оценка норматива, баллы Отклонение Фактиче-ские баллы
знак баллы
1 2 3 4 5 6 7 8
Показатели результативности
Общая смертность на участке На 1 000 населения 14 15,0 5 - 0,36 4,64
Младенческая смертность На 1 000 родившихся 14 12,0 10 + 0,7 11,4
Своевременность взятия на диспансеризацию беременных до 12 нед % 90 80 8 - 0,1 7,0
Обследование на туберкулез группы риска % 90 70 7 - 0,1 5,0
Своевременность направления больных диспансерной группы к врачам 5 100 90 6 - 0,06 5,4
ИТОГО 38 33,4
Показатели дефектов
Запущенные случаи:
· онкозаболеваний
· туберкулеза
На 100 выявленных больных 0
0
1
1
-
-
-
-
0,1
1,0
0,1
1,0
Основные жалобы населения На 1 000 населения 0 1 - - 0,5 - 0,5
Смертность на дому в трудоспособном возрасте На 1 000 трудоспособного населения 0 4 - - 0,2 - 0,8
ИТОГО 38 - 2,4
Общий показатель 38 31,0

Таблица 2

Модель конечных результатов деятельности акушерско-гинекологической службы ФАП (акушерки)

Наименование показателей Единица измерения Норматив Фактиче-
ский показатель
Оценка норматива, баллы Отклонение Фактиче-ские баллы
знак баллы
1 2 3 4 5 6 7 8
Показатели результативности
Своевременность взятия беременных на учет %
Полнота охвата беременных диспансерным наблюдением %
Исходы беременности (отношение родов к абортам) Относительные единицы
Непрерывность наблюдения за беременными кратность
Частота осложнений беременности На 100 беременных
Показатели дефектов
Частота не госпитализированных своевременно беременных с отягощенными акушерскими анамнезами и токсикозами На 100 беременных
Основные жалобы населения На 1 000 женщин
ИТОГО
Общий показатель

Таблица 3

Модель конечных результатов деятельности педиатрической службы ФАП (патронажной медицинской сестры)

Наименование показателей Единица измерения Норматив Фактиче-
ский показатель
Оценка норматива, баллы Отклонение Фактиче-ские баллы
знак баллы
1 2 3 4 5 6 7 8
Показатели результативности
Охват беременных дородовым патронажем %
Ранний охват наблюдением новорожденных %
Непрерывность наблюдения за здоровьем и фактическим развитием до 1 года жизни Кратность на 1 ребенка
Своевременность и полнота охвата детей профилактическими прививками %
Доля детей 1 года жизни с ранним искусственным вскармливанием (до 3 мес) %
Охват диспансерным наблюдением детей с хроническими заболеваниями %
Показатели дефектов
Смертность детей на дому На 100 детей
Основные жалобы На 1 000 детей
ИТОГО
Общий показатель

Анализ и оценка качества и эффективности медицинской помощи

Качество медицинского обслуживания как соответствие получаемой пациентом помощи его потребностям и ожиданиям, современному уровню науки и применяемых технологий оздоровления, обеспечивается оптимизацией использования ресурсов, внедрением современных технологий обслуживания, мониторированием результатов с последующей коррекцией предпринимаемых мер.

В нормативных актах МЗ РФ, Федерального фонда ОМС, в научно-практических разработках и рекомендациях освещаются методические подходы, критерии и показатели для оценки качества медицинской помощи, экономические и организационные вопросы, связанные с качеством.

Выделяют пять наиболее используемых в практике методов оценки объемов и качества медицинской помощи, применяемых в ЛПУ в зависимости от цели оценки, объектов и временных характеристик.

1. Статистический метод – применяется для обобщения информации об объемах и качестве медицинской помощи путем сплошного или выборочного учета, с целью оценки всех звеньев системы управления качества:

  • ресурсов (кадры, финансирование, материально-техническое обеспечение, обоснование потребности в ресурсах);

  • объемов работы (нагрузка);

  • соответствия технологических процессов применяемым стандартам;

  • результативности и эффективности отдельных технологических процессов и в целом по учреждению.

2. Метод экспертных оценок – позволяет учесть индивидуальные особенности пациентов, не типичные ситуации и другие факторы, влияющие на качество. Экспертизу проводят профессионалы, прошедшие специальную подготовку в области методологии экспертизы, обладающие опытом и владеющие аналитическими методиками. Экспертный метод широко применяется лицензионно-акредитационными комиссиями, должностными лицами ЛПУ, экспертами страховых организаций.

3. Метод медико-экономического анализа – предусматривает использование экономической информации и результатов экспертных оценок, применяется при проведении контроля качества помощи страховыми организациями и территориальными фондами ОМС.

4. Социологический метод – применяется для оценки степени удовлетворенности пациентов качеством помощи и удовлетворенности персонала своей работой. Методика оценки удовлетворенности пациентов:

  • записи в книге отзывов,

  • опрос,

  • анкетирование; анкета должна быть тщательно и профессионально разработана, анкетирование должно быть анонимным, анализ анкет должен производиться независимым экспертом.

5. Комплексный (комбинированный) метод – это сочетание различных вышеперечисленных методов. Только комплексная оценка качества медицинской помощи позволит получить необходимую информацию для создания действенной системы обеспечения качества.

Понятие качества медицинской помощи принадлежит к числу основных в здравоохранении, так как качество работы системы здравоохранения во многом определяет уровень здоровья и качество жизни населения.

В 1994 году международный стандарт ИСО-8402 дал следующее определение: «Качество – это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способностям удовлетворять установленные или предполагаемые потребности человека».

В практике российского здравоохранения наиболее распространены следующие понятия качества медицинской помощи:

  • это процесс взаимодействия врача и пациента, обусловленный способностью выполнять медицинские технологии, снижать риск прогрессирования или возникновения нового заболевания, оптимально использовать ресурсы, обеспечивать удовлетворенность;

  • это совокупность результатов профилактики, диагностики, лечения заболеваний, определяемых установленными требованиями на основе достижений медицинской науки и практики;

  • это совокупность характеристик, подтверждающих соответствие оказания медицинской помощи имеющимся потребностям пациента, его ожиданиям, современному уровню науки;

  • это свойство удовлетворять спрос пациента;

  • это совокупность свойств или характеристик услуги, уровень которых формируется производителем при ее оказании с целью удовлетворения установленных или предполагаемых потребностей.

Для оказания качественной медицинской помощи необходимо выявить потребности, которые мы собираемся удовлетворить и характеристики качественной медицинской помощи, которые различны у пациентов, медработников, инвесторов.

Характеристики качества медицинской помощи со стороны пациентов: вежливость персонала, облегчение симптомов заболевания, функциональное улучшение.

Характеристики качества медицинской помощи со стороны медработников: соответствие оказываемой помощи современному техническому оснащению, свобода действия в интересах пациента.

Характеристики качества медицинской помощи со стороны инвесторов: эффективное использование имеющихся фондов здравоохранения, соответствующее стандартам использования медицинских ресурсов.

Основными характеристиками (компонентами) качества медицинской помощи являются:

  • результативность – внешняя медицинская эффективность, измеряющая достижение целей организации, отношение достигнутого результата медицинской деятельности к максимально возможному основанному на последних достижениях науки и технологии, т.е. соотношение между фактическим воздействием и максимальным, которое возможно в идеале;

  • экономическая эффективность – внутренняя эффективность, измеряющая наиболее рациональное использование ресурсов, т.е. наименьшая стоимость медицинской помощи без снижения ее результативности;

  • оптимальность – оптимальное соотношение затрат на здравоохранение и получаемых результатов в улучшении здоровья населения;

  • адекватность – удовлетворение потребности населения;

  • приемлимость – соответствие оказанной помощи ожиданиям пациентов;

  • законность – соответствие этическим принципам, законам, нормам, правилам;

  • справедливость – обоснованное и законное распределение медицинской помощи и льгот среди населения;

  • преемственность – степень соблюдения координации и обеспечение необходимого воздействия в процессе оказания медицинской помощи;

  • научно-технический уровень – степень применения имеющихся знаний техники;

  • доступность – наличие необходимых видов медицинской помощи;

  • своевременность;

  • безопасность – степень риска.

Понятие качества медицинской помощи во многом определяет понятие медицинская помощь как комплекс лечебно-диагностических и профилактических мероприятий, проводимых по определенным технологиям с целью достижения положительно конкретного результата. Медицинская помощь – это процесс целесообразной трудовой деятельности медработника, удовлетворяющий нужду или потребность сохранять или укреплять здоровье.

Изучать и оценивать качество медицинской помощи можно с двух позиций:

1. Сфера потребления. Потребителя интересует качество лечения, т.е. полезность, изменение состояния его здоровья в желаемом направлении (конечный результат); качество обслуживания, т.е. условия, в которых осуществляется медицинская помощь (комфортность, безболезненность, характер отношений с персоналом и прочее).

2. Процесс оказания медицинской помощи, когда качество помощи связывают с качеством основных моментов производства. Выделяют три основные аспекта:

  • структурное качество – описывает условия оказания помощи, включающее квалификацию кадров, наличие и состояние оборудования, состояние помещений, лекарственное обеспечение, рациональность использования ресурсов и т.д.;

  • структурный подход к оценке качества медицинской помощи реализуется в качественных показателях медицинской практики, аттестации, сертификации специалистов, аккредитации, лицензировании ЛПУ. Сущность подхода – в учреждении, отвечающем современным требованиям, высоко профессиональные специалисты обеспечивают и высокое качество.

Качество технологий (процесса) – комплекс лечебно-диагностических мероприятий, оказанных конкретному больному. При этом предполагается, что объем выполненных манипуляций должен быть не больше, но и не меньше оптимального, а последовательность их выполнения строго выдержана. Если на лечение больного было затрачено больше средств, чем это необходимо, то такая помощь не будет признана качественной, даже при достижении хороших результатов лечения. Качество процесса оценивается только на одном уровне – по отношению к конкретному больному с учетом клинического диагноза, видов сопутствующих патологий, возраста больного и других факторов. Технология оценки качества процесса – это стандарты медицинской помощи и экспертизы качества, проводимая по первичной документации.

Качество результата – отношение фактически достигнутых результатов с реально достижимыми (планируемыми), т.е. насколько достигнутые результаты близки к возможным. В зависимости от оцениваемого объекта под планируемыми результатами можно понимать динамику состояния здоровья конкретного пациента, результаты лечения всех больных ЛПУ за отчетный период, состояние здоровья населения территории. Результативный подход к оценке качества медицинской помощи основан на конечном результате. В этом подходе объект – динамика клинических результатов, а субъект – удовлетворенность пациента. Конечным результатом могут быть показатели качества (процент осложнений после инвазивных вмешательств, процент расхождения диагноза и др.). Контроль результата дает определенный положительный эффект в части повышения качества работы.

Составляющие качества медицинской помощи взаимосвязаны.

Таблица 4

Уровни оценки качества медицинской помощи

Структурное качество Качество технологий Качество результата
Возможности ЛПУ Технология
лечения
конкретного
больного
Результат лечения конкретного больного
Профессиональные
качества
медработников
Результат лечения всех пациентов ЛПУ
Результат медицинского обслуживания населения

Система конечного результата деятельности здравоохранения, которая включает в себя:

1. Субъективный критерий: удовлетворенность медицинской помощью населения, медработников, руководства.

2. Объективный критерий №1 – здоровье человека (населения).

3. Объективный критерий №2 – качество медицинской помощи (своевременность, квалификация, деонтология, экономическая эффективность).

Анализ деятельности работников здравоохранения

I. Удовлетворенность медицинской помощью
1. Удовлетворенность медицинской помощью пациента (населения):
- отсутствие жалоб;
- данные социологического опроса.
2. Удовлетворенность своей работой работников мед.учреждения.
3. Удовлетворенность руководства (главного врача, органов здравоохранения и пр.)
II. Объективный критерий № 1 – здоровье
1. Одного пациента:
- состояние здоровья, группы здоровья;
- исход заболевания выздоровление, улучшение, без изменений, ухудшение, смерть).
2. Группы пациентов:
- демографические показатели (рождаемость, смертность и т.д.);
- распределение по группам здоровья;
- заболеваемость, травматизм;
- интенсивные показатели исходов заболеваний;
- инвалидность.
III. Объективный критерий №2 – качество медицинской помощи
1. Своевременность:
- обращения
- доставки
- обследования
- консультации специалистов
- постановки диагноза
- назначения лечения
- взятия под диспансерное наблюдение
2. Квалификация
- полнота обследования
- правильность постановки диагноза
- правильность и полнота назначенного лечения
- правильность и полнота проведенного лечения
- ритмичность и систематичность диспансеризации
- правильность врачебно-трудовой экспертизы
- продолжительность лечения и временной нетрудоспособности
3. Экономическая эффективность:
- фактическая стоимость медицинской помощи
- соотношение между фактической и стандартной стоимостью
- разница между затратами на медицинскую помощь и выгодой от снижения заболеваемости или ее предотвращения
4. Деонтология:
- жалобы и критические замечания в адрес медработников
- отношение пациента к медработнику (уважение, признание авторитета, стремление попасть к нему на прием)
- отношение пациента к себе и своему здоровью (дисциплинированность, вредные привычки, занятие спортом и др.)
- отношение медработника к пациентам, оценка личности пациента
- отношение врача к родственникам (доверие, взаимопонимание и др.)
IV. Факторы, влияющие на качество медицинской помощи
Общеэкономические и медицинского учреждения Пациента
и его образа жизни
Медицинского персонала
На своевременность Доступность (радиус участка, состояние дорог, наличие транспорта и прочее) - производственные, бытовые, культурные перегрузки
- медицинская активность
- укомплектованность штата
- нагрузка
- структура посещения по специальностям
- организация работы
- рабочая дисциплина персонала
На квалификацию - мощность учреждения (проектная и фактическая)
- использование производственных площадей
- наличие специализированных кабинетов, лечебно-вспомогательных служб, их оснащение
- внимание к учреждению здравоохранения местных органов власти
- возраст
- местожительство
- место работы
- профессия
- должность
- состав штата по специальностям
- укомплектованность штата
- совместительство
- состав по стажу работы, по категориям
- частота и периодичность повышения квалификации
- применение современных и внедрение новых методов обследования и лечения
На экономическую эффективность - общее состояние экономики
- общий подход к здравоохранению
- источник, характер и размер финансирования конкретного учреждения
- профессия
- должность
- место работы
- стоимость производимого общественного продукта
- профессионализм
- моральная и материальная заинтересованность в положительном конечном результате
На деонтологию - количество площадей
- санитарно-гигиеническое состояние
- интерьер помещения
- отсутствие очередей у кабинетов
- культурный уровень
- медицинская грамотность
- установка личности
- личностные качества
- правильное понимание своего профессионального долга
- профессионализм, воспитание и обучение правилам общения с пациентом
- авторитет
- личностные качества
- взаимоотношения в коллективе
- особенности поведения в быту

Оценка качества медицинской помощи – это лишь необходимый механизм обратной связи в системе обеспечения качества или способ получения информации, необходимой для принятия управленческих решений. Качество медицинской помощи – это неотъемлемая часть и важная цель государственной политики в области здравоохранения.

Экспертиза качества медицинской помощи (КМП) – это управленческая процедура однозначного определения ее приемлемости или неприемлемости со стимулирующим управленческим воздействием на субъекты оказания медицинской помощи.

Виды экспертизы КМП:

  • по кратности – первичная и повторная;

  • по цели – текущая, целевая, аналитическая;

  • по времени – проспективная и ретроспективная;

  • по численности и составу исполнителей – единоличная, комиссионная, комплексная.

Каждый вид экспертизы имеет определенное предназначение и особенности проведения.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИММУНОПРОФИЛАКТИКИ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ

Материально-техническое обеспечение организации, осуществляющей профилактические прививки, набор и требования к помещениям для организации
иммунопрофилактики инфекционных болезней.

1. Материально-техническое обеспечение организации определяется количеством обслуживаемого населения и типом организации, осуществляющей профилактические прививки (родильные дома и отделения, лечебно-профилактические организации по месту жительства, медико-санитарные части, фельдшерско-акушерские пункты, здравпункты, консультативные центры по специфической профилактике и другие организации независимо от организационно-правовой формы).

2. Для работы по иммунопрофилактике инфекционных болезней необходим следующий набор помещений: кабинет для регистрации и осмотра пациентов, прививочный кабинет, помещение для хранения запаса МИБП, помещение для размещения прививочной картотеки, кабинет врача, ответственного за организацию иммунопрофилактики. Их количество, характеристика по площади, расположению, санитарно-техническому состоянию, по количеству входов и выходов, пожарной безопасности должно соответствовать установленным требованиям.

По возможности выделяют отдельный прививочный кабинет для проведения туберкулиновых проб и вакцинации БЦЖ. При отсутствии такового туберкулиновые пробы и прививки БЦЖ проводят в прививочном кабинете в специально выделенные дни и часы.

В крупных лечебно-профилактических организациях (поликлиниках, здравпунктах крупных организаций, высших учебных заведений) необходим набор всех указанных помещений. В небольших организациях (фельдшерский медицинский пункт, офис семейного или частного врача) разрешается иметь два кабинета для организации иммунопрофилактики, в которых можно совместить: в одном - регистрацию, осмотр пациентов и хранение документации (картотеки), в другом - проведение прививок и хранение МИБП. Для проведения лечебных процедур отдельно должен быть процедурный кабинет.

В кабинетах для осмотра пациентов и проведения вакцинации соблюдают зрительную и акустическую изолированность, режим уборки, проветривания, кварцевания, предусматривают достаточную освещенность, энергопитание, отопление, водоснабжение (холодная и горячая вода).

3. Средствами связи в организации, осуществляющей профилактические прививки, могут быть локальная вычислительная сеть, городская и внутренняя телефонная сеть, устройства связи: активное сетевое оборудование, телефонная станция, конечные устройства пользователей (телефоны, факсы, модемы).

Учетно-отчетная документация

1. Для организации проведения профилактических прививок в лечебно-профилактической организации должны быть документы, обеспечивающие полноту, достоверность и своевременность учета групп населения, подлежащих вакцинации, и выполненных прививок.

2. В лечебно-профилактической организации, обслуживающей детское население, должны быть следующие документы:

- переписи детей по домам и годам рождения - по каждому участку лечебно-профилактической организации;

- сводные переписи детей по участкам, отделениям и в целом по лечебно-профилактической организации;

- списки детей, посещающих детские образовательные организации (по группам или классам);

- картотека учетных прививочных форм на неорганизованных (по участкам) и организованных (по организациям) детей, а также на организованных детей, проживающих на территории поликлиники и посещающих детские образовательные организации на территории других лечебно-профилактических организаций (по участкам);

- журнал миграции населения;

- журнал учета новорожденных;

- журнал работы иммунологической комиссии;

- журнал учета длительных медицинских отводов от профилактических прививок (по участкам, отделениям и организациям);

- списки детей, отказывающихся от профилактических прививок (по участкам, отделениям и организациям);

- журнал приема пациентов в кабинете иммунопрофилактики.

3. В лечебно-профилактической организации, обслуживающей взрослое население, должны быть следующие документы:

- перечень объектов, где организуются профилактические прививки, расположенных на территории обслуживания лечебно-профилактической организации (по участкам, отделениям);

- списки работающих по каждому объекту со сведениями о профилактических прививках (картотека учетных прививочных форм) и медицинских отводах (отказах) от прививок;

- картотека учетных прививочных форм на неработающее население.

4. Документы для всех лечебно-профилактических организаций:

- журнал учета профилактических прививок;

- журналы поступления и расходования МИБП;

- копии отчетов о расходовании МИБП;

- журналы контроля температурного режима работы холодильников для хранения вакцины;

- журнал учета выданных сертификатов профилактических прививок;

- журнал регистрации и учета сильных (необычных) реакций на прививки и поствакцинальных осложнений;

- экстренное извещение об инфекционном или паразитарном заболевании, пищевом, остром профессиональном отравлении, поствакцинальном осложнении.

5. Индивидуальные учетные формы:

- история развития ребенка;

- медицинская карта ребенка для образовательных организаций дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, организаций начального и среднего профессионального образования, детских домов и школ-интернатов;

- медицинская карта амбулаторного больного;

- учетная форма профилактических прививок;

- история развития новорожденного;

- сертификат профилактических прививок.

6. Отчетные формы:

- копии ежемесячных отчетов о выполненных профилактических прививках в организациях на территории обслуживания поликлиники;

- форма федерального государственного статистического наблюдения "Сведения о профилактических прививках";

- форма федерального государственного статистического наблюдения "Сведения о контингентах детей, подростков, взрослых, привитых против инфекционных болезней".

При использовании автоматической системы управления иммунизацией (АСУИ) с применением программ, связанных единой информационной средой, из базы данных получают учетную и отчетную документацию (формы федерального государственного статистического наблюдения, указанные в п. 4.6.), а также дополнительную информацию: по всем видам прививок, по возрастам, группам детского и взрослого населения, анализ охвата прививками и причин непривитости и другие нестандартные отчетно-аналитические табличные документы на основе формализованных запросов руководителя организации, верхних звеньев управления.

Оценка качества работы лечебно-профилактической
организации по иммунопрофилактике

1. Организация и проведение иммунопрофилактики инфекционных болезней осуществляется в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

2. Для оценки эффективности мероприятий используются показатели:

- уровень охвата профилактическими прививками и своевременность иммунизации;

- показатели заболеваемости инфекциями, управляемыми средствами иммунопрофилактики;

- причины непривитости и их обоснованность;

- регистрация поствакцинальных осложнений, анализ причин их возникновения.

3. Уровень охвата профилактическими прививками и своевременность иммунизации (охват иммунизацией в декретированный возраст):

Против туберкулеза:

- % вакцинированных до 30 дней;

- % детей, выписанных из родильного дома без БЦЖ;

- % детей, привитых БЦЖ к 2 месяцам жизни из числа не привитых в родильном доме;

- % охвата БЦЖ от числа отрицательных проб Манту в 7 лет;

- % охвата БЦЖ от числа отрицательных проб Манту в 14 лет.

Против дифтерии и столбняка:

- % детей, начавших вакцинацию с 3-х месяцев жизни;

- охват законченной вакцинацией в возрасте 6 месяцев - 11 месяцев 29 дней;

- охват законченной вакцинацией в возрасте 1 год - 1 год 11 месяцев 29 дней;

- охват законченной вакцинацией в возрасте 1 год - 1 год 11 месяцев 29 дней;

- охват первой ревакцинацией в возрасте 2 года - 2 года 11 месяцев 29 дней;

- охват законченной вакцинацией к 12 месяцам;

- охват первой ревакцинацией к 24 месяцам;

- охват возрастной ревакцинацией в 6 - 7, 14 лет;

- охват взрослого населения, в том числе групп риска.

Против коклюша:

- % детей, начавших вакцинацию с 3-х месяцев жизни;

- охват законченной вакцинацией в возрасте 6 месяцев - 11 месяцев 29 дней;

- охват законченной вакцинацией в возрасте 1 год - 1 год 11 месяцев 29 дней;

- охват первой ревакцинацией в возрасте 2 года - 2 года 11 месяцев 29 дней;

- охват законченной вакцинацией к 12 месяцам;

- охват ревакцинацией к 24 месяцам.

Против полиомиелита:

- % детей, начавших вакцинацию с 3-х месяцев жизни;

- охват законченной вакцинацией в возрасте 6 месяцев - 11 месяцев 29 дней;

- охват законченной вакцинацией в возрасте 1 год - 1 год 11 месяцев 29 дней;

- охват первой ревакцинацией в возрасте 2 года - 2 года 11 месяцев 29 дней;

- охват законченной вакцинацией к 12 месяцам;

- охват второй ревакцинацией к 24 месяцам;

- охват третьей ревакцинацией в 14 лет.

Против кори:

- охват вакцинацией в возрасте 1 год - 1 год 11 месяцев 29 дней;

- охват вакцинацией к 24 месяцам;

- охват ревакцинацией в возрасте 6 лет;

- охват ревакцинацией в возрасте 7 - 14 лет, учащихся средних специальных и высших учебных заведений, взрослого населения до 35 лет.

Против эпидемического паротита:

- охват вакцинацией в возрасте 1 год - 1 год 11 месяцев 29 дней;

- охват вакцинацией к 24 месяцам;

- охват ревакцинацией в возрасте 6 лет;

- охват ревакцинацией в возрасте 7 - 14 лет, учащихся средних специальных и высших учебных заведений.

Против краснухи:

- охват вакцинацией в возрасте 1 год - 1 год 11 месяцев 29 дней;

- охват вакцинацией к 24 месяцам;

- охват ревакцинацией в возрасте 6 лет;

- охват вакцинацией девочек 13 лет;

- охват вакцинацией девушек и женщин 18 - 25 лет.

Против гепатита B:

- охват законченной вакцинацией в возрасте 6 месяцев - 11 месяцев 29 дней;

- охват законченной вакцинацией в возрасте 1 год - 1 год 11 месяцев 29 дней; % охвата законченной вакцинацией детей, родившихся от матерей, имеющих маркеры гепатита B;

- % охвата законченной вакцинацией подростков 15 - 17 лет;

- % охвата законченной вакцинацией взрослого населения 18 - 55 лет;

- % охвата законченной вакцинацией "групп риска":

- медицинских работников;

- контактных в очагах гепатитов и др.

Против гриппа:

- охват прививками контингентов групп риска:

- дети дошкольных организаций;

- учащиеся 1 - 4 классов;

- медицинские работники;

- работники образовательных организаций;

- лица старше 60 лет;

- лица, страдающие хроническими заболеваниями.

Охват профилактическими прививками в соответствии с календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям:

- охват прививками против гепатита A, клещевого энцефалита, туляремии и др.

4. Анализ показателей заболеваемости инфекциями, управляемыми средствами иммунопрофилактики (дифтерия, столбняк, коклюш, полиомиелит, корь, эпидемический паротит, краснуха, гепатит B)

Анализ показателей заболеваемости проводится по территории и по лечебно-профилактической организации. Оцениваются результаты серомониторинга, которые учитываются при анализе заболеваемости.

Показатели сравниваются с предшествующими годами и средними показателями по организации, территории, Российской Федерации, сопоставляются с показателями, рекомендованными подпрограммами "Вакцинопрофилактика", "Вирусные гепатиты" федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011 гг.)", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.05.2007 N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 21.05.2007, N 21, ст. 2506; 25.02.2008, N 8, ст. 751).

Анализируются показатели заболеваемости среди привитых и непривитых, оценивается экономическая эффективность вакцинации.

5. Анализируется удельный вес непривитых в каждом декретированном возрасте, а также структура причин непривитости по каждому виду прививки:

- отказы, миграция, отсутствие МИБП, отсутствие вызова на прививку, отсутствие кадров;

- длительные и временные медицинские отводы.

При анализе причин оценивается:

- работа с лицами, отказывающимися от прививок;

- работа с временно выбывающими детьми;

- работа с детьми, мигрирующими внутри города;

- работа с беженцами, переселенцами;

- причина отсутствия кадров, принимаемые меры;

- причины отсутствия или несвоевременного получения МИБП;

- причины несвоевременного вызова на прививки;

- структура заболеваний, определивших оформление отводов от прививок;

- качество диспансерного наблюдения за больными детьми;

- эффективность системы наблюдения за детьми первого года жизни с отягощенным анамнезом, с анализом своевременности их вакцинации;

- система оформления длительных медицинских отводов в лечебно- профилактической организации (специалистом, врачом-иммунологом, иммунологической комиссией, участковым врачом);

- обоснованность медицинских отводов в соответствии с современными противопоказаниями;

- своевременность пересмотра медицинских отводов;

- методическая работа с врачами лечебно-профилактической организации по вопросу медицинских отводов от прививок.

На основании анализа причин неполного охвата прививками разрабатывают план мероприятий по их устранению.

6. Анализируется частота первичной регистрации случаев подозрения на поствакцинальные осложнения, в том числе тяжелых заболеваний и летальных исходов в поствакцинальном периоде в целом по территории и по каждой лечебно-профилактической организации.

Изучается структура, причины заболеваний, частота истинных поствакцинальных осложнений. Оценивают знания, настороженность медицинских работников к выявлению поствакцинальных осложнений, разрабатывают мероприятия по профилактике поствакцинальных осложнений.

Критерии оценки качества работы
лечебно-профилактической организации по иммунопрофилактике
инфекционных болезней

1. Помещения оцениваются по следующим критериям:

- площади и число помещений соответствуют действующим санитарным правилам и нормативам;

- техническое состояние помещений допускает оказание в них медицинских услуг;

- удовлетворение требований зрительной и акустической изолированности;

- соответствие помещений санитарно-противоэпидемическим требованиям;

- достаточность освещенности, энергопитания, отопления, водоснабжения (холодная и горячая вода), их техническое состояние допускает оказание данного объема помощи;

- помещение, количество входов и выходов соответствует требованиям пожарной безопасности;

- соблюдение режима уборки, проветривания, кварцевания.

2. Коммуникации оцениваются по следующим критериям:

- телефонная связь есть (местная, городская), отсутствует;

- компьютер - есть сеть (локальная, городская), отсутствует;

- оргтехника - есть, нет.

3. Оснащение оценивается по следующим критериям:

- соответствие кабинетов функциональному назначению;

- соответствие используемого оснащения современным требованиям;

- достаточность оснащения по количеству (например, на инъекцию: спирт 0,5; вата 1,0; количество шприцов по числу привитых + 25%);

- использование одноразовых материалов и инструментов;

- соблюдение санитарно-эпидемиологического режима, маркировки, сроков хранения, использования, наличие необходимых расходных материалов для сбора, хранения и обеззараживания (обезвреживания) медицинских отходов;

- соблюдение "холодовой цепи", учет и контроль температуры в холодильниках, в которых хранится вакцина;

- контроль администрации для выявления проблем и их решения.

4. Оборудование оценивается по следующим критериям:

- имеется в наличии;

- год выпуска;

- средний процент износа;

- достаточно для обеспечения потребностей;

- метрологическое обеспечение;

- инженерное обслуживание: соблюдение правил техники безопасности, охраны труда, пожарной безопасности;

- наличие документа о допуске персонала к работе. Регулярное проведение инструктажа по технике безопасности и наличие журнала инструктажа;

- оборудование недоступно для посетителей;

- законность приобретения и использования.

5. Работа с МИБП оценивается по следующим критериям:

- наличие годовой заявки на вакцинные препараты;

- наличие объяснительной записки (обоснования) по составлению годовой заявки;

- поступление МИБП в соответствии с перечнем заявленных препаратов;

- наличие обязательных документов к МИБП;

- соблюдение условий и сроков хранения вакцин на данном уровне "холодовой цепи", условий транспортирования;

- наличие учета движения МИБП на каждом уровне "холодовой цепи";

- наличие графика отпуска препаратов на территории обслуживания;

- наличие системы контроля за движением препаратов, списанием, пополнением, эффективностью использования, наличие системы отчетности и реализации МИБП.

6. Ведение документации оценивается по следующим критериям:

- имеется весь перечень документов;

- своевременность заполнения;

- достоверность и полнота сведений;

- четкость записей;

- анализ сведений, внесенных в документы;

- регулярный контроль администрации за ведением документов.

7. Работа с документами оценивается по следующим критериям:

- наличие нормативных правовых актов по вопросам иммунопрофилактики инфекционных болезней;

- наличие локальных приказов, распоряжений и др.;

- соответствие деятельности организаций действующим нормативным правовым актам.

8. Кадровое обеспечение оценивается по следующим критериям:

- достаточность штата на заявленный объем работы;

- соответствие кадрового состава требованиям;

- наличие подготовленного по иммунопрофилактике кадрового резерва (врача, медсестры-картотетчицы, вакцинатора);

- профессиональная подготовка - учебное заведение, год окончания, стаж по специальности;

- ординатура, аспирантура (год, база);

- повышение квалификации - курсы усовершенствования 1 раз в 5 лет (последние - год, база);

- наличие сертификата по специальности - педиатрия, инфекционные болезни, терапия (дата получения);

- квалификационная категория (дата присвоения);

- ученое звание, степень (дата присвоения);

- навыки работы на компьютере;

- организация методической работы с медицинским персоналом.

9. Качество обслуживания оценивается по следующим критериям:

- длительность ожидания;

- работа с родителями;

- организация работы с жалобами и предложениями населения;

- полная информация об услугах, оказываемых лечебно-профилактической организацией;

- информация населения по вопросам иммунопрофилактики инфекционных болезней.

10. Функциональные возможности лечебно-профилактической организации оцениваются по следующим критериям:

- на все виды деятельности, осуществляемые лечебно-профилактической организацией, имеется соответствующая лицензия;

- доступность обследования (бесплатно или платно);

- наличие договоров с другими организациями и лабораториями для проведения обследования;

- возможности вакцинации всеми разрешенными вакцинами (бесплатно или платно).

11. Организация работы подразделений по иммунопрофилактике инфекционных болезней оценивается по следующим критериям:

- персональная ответственность за свой раздел работы;

- своевременность выполнения;

- работа в полном объеме;

- наблюдение за прививочной работой в динамике;

- выявление проблем и своевременное их решение;

- доступность (территориальная, информационная, режим работы, стоимость услуг) и удобство для населения;

- соблюдение прав и обязанностей медиков и пациентов в соответствии с законом;

- доверие к службе.

12. Результат оценивается по следующим критериям:

- показатели привитости и заболеваемости управляемыми инфекциями по организации, территории в сравнении с предшествующими годами и средними показателями по Российской Федерации;

- соответствие показателей уровню, рекомендованному подпрограммами "Вакцинопрофилактика", "Вирусные гепатиты" федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011 гг.)";

- число "пропущенных детей" - не получивших последующее введение соответствующих вакцин с использованием упрощенного метода оценки "отсева" (по рекомендации ВОЗ) по формуле:

(Уровень охвата В1 - Уровень охвата В3)
------------------------------------------------ x 100%,
Уровень охвата В1

где В1 - количество детей, охваченных первой вакцинацией; В3 - количество детей с завершенной вакцинацией;

- при наличии отсева более 10% необходима оценка причин и коррекция этого;

- показатели безопасности вакцинации (наличие и частота поствакцинальных осложнений).

13. Критерии оценки работы с медицинскими отводами и другими организационными причинами оцениваются по следующим критериям:

- удельный вес детей, непривитых по причине медицинских отводов (от числа подлежащих прививкам детей), динамика по годам;

- обоснованность медицинских отводов;

- своевременность пересмотра медицинских отводов;

- система оформления длительных медицинских отводов (специалист, врач-иммунолог, иммунологическая комиссия, участковый врач);

- удельный вес отказов от прививок, качество их оформления, динамика по годам;

- учет и работа с временно выбывающими, мигрирующими детьми.

Литература

1. Письмо МЗиСР РФ от 30.05.2006 №15/393-16-3 «Об обеспечении медицинскими кадрами лечебно-профилактических учреждений первичного звена здравоохранения»

2. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 06.05.2009 №01/6240-9-32 «О лицензировании фельдшерско-акушерских пунктов»

3. Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 04.06.2008 №34 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.3.2367-08»

4. Двойников С.И., Лапик С.В., Павлов Ю.И. Менеджмент и лидерство в сестринском деле: Учебное пособие / Под ред. И.Н.Денисова. – М.: ГОУ ВУНМЦ, 2005. – 464 с.

5. Медик В.А., Юрьев В.К. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / В.А.Медик, В.К. Юрьев. – М.: Профессионал, 2009.- 432 с.:ил.

6. Менеджмент в здравоохранении: Учеб.пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М,2005.-96с. – (Профессиональное образование).

7. Система контроля за условиями оказания медицинской помощи застрахованным: (Метод. разработки).- Кемерово: Институт социально-экономических проблем здравоохранения, 1995.- 18с.

8. Система менеджмента качества в учреждении здравоохранения / М.А. Садовой, И.Ю. Бедорева. – Новосибирск: АНО «Клиника НИИТО», 2007. – 320 с. : ил.

9. Экономика и управление в здравоохранении : учеб.для студ.сред.мед.учеб.заведений / Л.А.Зенина, И.В.Шешунов, О.Б.Чертухина – М. : Издательский центр «Академия», 2006.-208 с.





Уважаемые коллеги!
Все методические рекомендации, пособия и т.д. интеллектуальная собственность авторов, Ассоциации и являются архивными материалами разных лет!!