МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР
ПРИКАЗ
№ 1000
от 23 сентября 1981 г.
"О мерах по совершенствованию
организации работы амбулаторно-поликлинических учреждений"
(в ред. Приказов Минздрава РФ от 16.04.1984
N 420,
от 21.12.1984 N 1440, от 22.01.1986 N 117,
от 30.05.1986 N 770, от 22.07.1987 N 902,
от 24.02.1988 N 140, от 22.12.1989 N 673)
(с изм., внесенными Приказом Минздрава СССР
от 04.05.1990 N 188)
В решениях XXVI съезда КПСС большое
внимание обращено на охрану народного здоровья, дальнейшее развитие и
совершенствование здравоохранения и медицинской науки. Поставлена задача -
повысить уровень и качество медицинского обслуживания населения, усилить работу
по предупреждению заболеваний, повысить эффективность диспансеризации и
расширить охват ею населения.
Решение поставленной задачи в
значительной мере будет зависеть от эффективной организации
амбулаторно-поликлинической помощи населению.
Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ
Л.И.Брежнев в Отчетном докладе на XXVI съезде КПСС указал на необходимость существенно
улучшить работу поликлиник, диспансеров, амбулаторий, где обследуется и лечится
80 процентов всех больных. "Надо сделать все, чтобы советский человек
всегда и повсюду мог получать своевременную, квалифицированную и чуткую
медицинскую помощь"; вести непримиримую борьбу с фактами нарушения
отдельными медицинскими работниками своего служебного долга, невнимательности к
людям, добиться их полного искоренения указал Л.И.Брежнев.
Основными направлениями экономического
и социального развития СССР на 1981-1985 годы и на период до 1990 года,
принятых XXVI съездом КПСС, предусмотрено дальнейшее расширение сети учреждений
здравоохранения, совершенствование их структуры и рациональное размещение,
улучшение обеспечения учреждений здравоохранения лекарственными средствами,
инструментами, медицинской техникой и оборудованием, инвентарем, транспортом и
средствами связи, предусматривается дальнейшее улучшение условий труда и быта
медицинских работников, осуществление ряда мероприятий, направленных на
совершенствование охраны внешней среды, а также на решение ряда других
вопросов, имеющих существенное значение для укрепления здоровья населения,
гармоничного развития подрастающего поколения, снижения заболеваемости,
инвалидности и смертности.
За годы IX и X пятилеток (1971-1980
годы) было введено в строй за счет нового строительства свыше 1500 поликлиник
на 1 млн.276 тыс. посещений в смену. При этом осуществлялось строительство по
типовым проектам, в основном, крупных поликлиник (на 750 посещений в смену и
более). Это оказало существенное влияние на объем и качество амбулаторно -
поликлинической помощи населению. В 1980 году число посещений к врачам
амбулаторно - поликлинических учреждений составило 2,8 млрд., против 1,9 млрд.,
в 1970 году. Соответственно возрос показатель посещений к врачам поликлиник на
одного городского жителя с 11,5 в 1970 году до 13,4 в 1980 году. Получила
дальнейшее развитие сеть территориальных и цеховых врачебных участков.
Так, число территориальных
терапевтических врачебных участков увеличилось с 34,3 тысячи в 1970 году до
52,6 тысячи в 1980 году, а цеховых врачебных участков, соответственно, с 12,7
тысячи в 1970 году до 17,6 тысячи в 1980 году.
В результате развития сети
территориальных терапевтических врачебных участков и их разукрупнения существенно
уменьшилась численность взрослого населения на одну должность врача-терапевта
участкового - с 3065 в 1970 году до 2414 человек в 1980 году.
Расширилась профилактическая и лечебно
- диагностическая деятельность поликлиник. Охват профилактическими осмотрами за
последние 10 лет увеличился с 101 млн. в 1970 г. до 112,5 млн. в 1980 году, а
диспансерным наблюдением - с 26,8 млн. человек в 1970 году до 44,9 млн.человек
в 1980 году. Соответственно увеличился охват диспансерным наблюдением в расчете
на 1000 жителей - с 74,2 человек (взрослых и подростков), состоящих на
диспансерном учете, до 170,2 человек. Существенно увеличилось количество
рентгенологических, лабораторных и функциональных исследований.
Особое значение для укрепления
материально - технической базы поликлиник, развития участковой врачебной
службы, расширения профилактических и лечебно - диагностических функций
поликлиник имело постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 сентября
1977 г. N 870 "О мерах по дальнейшему улучшению народного
здравоохранения".
Значительное развитие сети поликлиник в
последние годы свидетельствует о том, что большинство руководителей органов
здравоохранения республик, краев, областей правильно понимают роль и значение
поликлиник в системе здравоохранения и принимают реальные и конкретные меры к
укреплению их материально-технической базы.
За годы IX и X пятилеток накоплен
значительный опыт работы поликлиник, их отдельных структурных подразделений,
врачей-специалистов. Появились новые эффективные формы работы поликлиник в
области проведения профилактических мероприятий, диспансеризации, раннего
выявления и лечения больных, восстановительного лечения, научной организации
труда, организации работы регистратур и приема больных.
Особого внимания заслуживает организация
отделений профилактики. Уже значительное число поликлиник в г.г. Москве,
Ленинграде, Киеве, Риге, Харькове, Донецке, Запорожье, Кривом Роге, Свердловске
и других имеют указанные отделения. В структуру отделений профилактики
повсеместно включены: кабинеты доврачебного приема, смотровые кабинеты,
кабинеты крупнокадровой флюорографии, прививочные кабинеты и ряд других. В
некоторых отделениях профилактики организованы анамнестические кабинеты.
Организация отделений профилактики в поликлиниках позволяет шире и в более
ранних стадиях выявлять сердечно-сосудистые и раковые заболевания, предраковые
состояния и ряд других заболеваний.
Значительно сокращены затраты времени
со стороны лиц, проходящих профилактический осмотр, повысилось качество
проводимых осмотров. В ряде союзных республик (Узбекская, Украинская) для
проведения профилактических осмотров организованы специальные поликлиники. В
Узбекской ССР действует 17 таких поликлиник, трехлетний опыт работы которых
показал целесообразность их организации.
Накоплен значительный опыт в проведении
диспансеризации совершенствовании системы и форм диспансерного наблюдения,
повышении ее эффективности. В ряде поликлиник РСФСР, Украинской, Белорусской,
Латвийской и некоторых других союзных республик при проведении диспансеризации
берутся на диспансерный учет и динамическое наблюдение лица с повышенным риском
заболевания, а также здоровые, работающие в ведущих отраслях народного
хозяйства. Шире применяется осмотр лиц, состоящих на диспансерном учете,
группой врачей - специалистов с предварительным лабораторным и инструментальным
обследованием. Для этой цели рационально используются субботние и другие дни
недели.
Разработаны и осуществлены в целом ряде
поликлиник мероприятия по сокращению нерациональных затрат времени врача (на
заполнение различного рода учетной медицинской документации, выдачу выписок,
справок и т.д.).
Во многих поликлиниках по настоящему
четко и эффективно осуществляется преемственность в обследовании и лечении
больных между поликлиникой, стационаром и учреждениями скорой медицинской
помощи, что способствует повышению уровня оказания медицинской помощи
городскому и сельскому населению.
За последние годы все шире применяются
в поликлиниках современные методы диагностики и лечения больных, в том числе рентгенологические
и эндоскопические, лабораторные и функциональные методы исследования,
физические методы лечения (физиотерапия, механотерапия, лечебная физкультура,
массаж), рефлексотерапия, а также психотерапевтические методы. Это позволило
активнее выявлять и успешнее лечить в условиях поликлиники многие заболевания.
Расширению объема и повышению качества
обследования и лечения больных в условиях поликлиники способствуют
организованные в ряде республик и областей консультативно - диагностические
поликлиники. В этих поликлиниках организованы биохимические и цитологические
лаборатории, отделения рентгенодиагностические, эндоскопические и
функциональной диагностики, специализированные отделения и кабинеты:
кардиологии, урологии, гематологии, эндокринологии, пульмонологии и др. Они
оснащены современной медицинской техникой и в их работе участвуют
высококвалифицированные специалисты медицинских ВУЗов, работники научно -
исследовательских учреждений, опытные врачи практических учреждений. Это
расширяет возможность больным своевременно получить консультацию у
высококвалифицированных специалистов. Организация и использование
консультативно - диагностических поликлиник нашла широкое применение в г.г.
Москве, Ленинграде, Киеве, Днепропетровске и др. Эта форма повышения уровня
консультативно - диагностической помощи больным в условиях поликлиники требует
дальнейшего совершенствования.
В соответствии с постановлением ЦК КПСС
и Совета Министров СССР от 22 сентября 1977 г. N 870 "О мерах по
дальнейшему улучшению народного здравоохранения" в крупных поликлиниках
организуются отделения восстановительного лечения. В настоящее время имеются
такие отделения более чем в 200 поликлиниках. Опыт работы этих отделений
свидетельствует о высокой эффективности восстановительного лечения больных с
сердечно - сосудистыми заболеваниями, нарушениями функций опорно -
двигательного аппарата вследствие травм, ортопедических, с неврологическими и
другими заболеваниями. В результате восстановительного лечения существенно
сокращаются сроки временной нетрудоспособности больных, увеличивается число
больных, вернувшихся к труду, снижается процент лиц, переведенных на
инвалидность.
Характерной особенностью деятельности
поликлиник является усиление внимания к вопросам преимущественного медицинского
обеспечения рабочих промышленных предприятий, размещенных на территории
деятельности городских поликлиник и не имеющих своих медико - санитарных
частей. Во многих поликлиниках значительно расширена сеть цеховых врачебных
участков, а в некоторых организованы терапевтические отделения цеховой
участковости. В поликлиниках продолжает формироваться и совершенствоваться
специализированная врачебная помощь. Число специализированных отделений и
кабинетов за последние 10 лет увеличилось в 1,7 раза.
Осуществлены меры по улучшению
медикаментозного обеспечения населения в период амбулаторного лечения, а также
расширению взаимосвязи между аптечными учреждениями и поликлиниками. В
настоящее время более чем в двух тысячах городских поликлиник организованы
аптечные пункты по продаже медикаментов и свыше 1000 кабинетов фармацевтической
информации. Особенно активно эта работа проводится в г.г. Москве, Ленинграде и
других городах РСФСР, многих городах Украинской, Белорусской, Латвийской,
Литовской и других союзных республик. Организация аптечных пунктов в
поликлиниках позволяет больным после посещения врача здесь же получить почти
все выписанные им лекарственные средства и своевременно начать лечение.
Кабинеты фармацевтической информации
обеспечивают совместную работу врачей и фармацевтов по правильному и
рациональному использованию лекарственных средств. Это позволило значительно
расширить ассортимент используемых врачами лекарственных средств, применять
аналоги временно отсутствующих лекарств. Проведенные мероприятия позволили
внедрить в этих учреждениях гарантированное лекарственное обеспечение
населения.
В настоящее время в стране имеется
значительное число поликлиник с хорошей организацией медицинской помощи
населению, которые обеспечивают высокий уровень диагностики и лечения больных и
добиваются снижения заболеваемости и смертности среди обслуживаемого населения.
Многие из них являются всесоюзными, республиканскими и областными школами
передового опыта, лучшие учреждения за достигнутые успехи награждены
переходящими Красными Знаменами Министерства здравоохранения СССР и ЦК
профсоюза медицинских работников, Дипломами и медалями Выставки достижений
народного хозяйства СССР и другими наградами. Особо следует отметить городские
поликлиники NN 32, 38, 60, 87, 51, 151 г. Москвы, NN 48,51 г.Ленинграда, NN 2 и
22 г.Киева, N 1 г. Риги, N 29 г. Ташкента, N 1 г. Новополоцка и многие другие.
Эффективность и качество
поликлинической помощи во многом зависит от уровня руководства со стороны
главных врачей поликлиник, их заместителей, заведующих отделениями и
кабинетами, от степени общей и специальной их подготовки. За последние годы
несколько усилена работа по повышению квалификации этой категории работников,
однако ее объем и уровень еще недостаточны. Необходимо расширить подготовку руководителей
поликлиник по вопросам управления и научной организации труда.
Несмотря на определенную работу,
проделанную органами здравоохранения по развитию и совершенствованию работы
амбулаторно - поликлинических учреждений, объем и уровень оказания внебольничной
медицинской помощи населению, а также качество работы ряда амбулаторно -
поликлинических учреждений, все еще существенно отстают от имеющейся
потребности и современных достижений медицинской науки.
В ряде союзных республик:
Азербайджанской, Узбекской, Туркменской, Киргизской, некоторых областях, краях
и автономных республиках РСФСР, отдельных областях Украинской и Белорусской ССР
- материально - техническая база некоторых поликлиник является
неудовлетворительной. Некоторые поликлиники недостаточно оснащены современной
лечебно - диагностической и другой аппаратурой.
В ряде республик и областей развитие
сети амбулаторно - поликлинических учреждений значительно отстает от темпов
роста численности населения городов и сельских поселений. Неудовлетворительно
выполняются плановые задания по строительству поликлиник в Грузинской,
Азербайджанской, Киргизской, Армянской и Туркменской союзных республиках, т.е.
в районах с наименьшей обеспеченностью населения амбулаторно - поликлинической
помощью и неудовлетворительной материально - технической базой этих учреждений.
Проверкой состояния амбулаторно -
поликлинической помощи в ряде областей РСФСР, Украинской, Белорусской,
Узбекской, Казахской, Туркменской союзных республик выявлены серьезные
недостатки в системе организации и построения сети некоторых поликлиник и
амбулаторий, организации их работы, уровня руководства ими.
Одним из наиболее существенных дефектов
в работе ряда поликлиник является недостаточная преемственность в обследовании
и лечении больных между поликлиникой и стационаром. Таким образом, в этих
поликлиниках не достигается главная цель, которая преследовалась объединением
больниц и поликлиник - преемственность на всех этапах обследования и лечения
больных, быстрое внедрение в практику поликлиник новых методов и средств
обследования и лечения больных, применяемых в больницах, обогащение врачей
поликлиник и стационаров взаимным опытом работы.
В целом ряде поликлиник имеют место
случаи, когда на плановую госпитализацию направляют больных, недостаточно
обследованных, хотя в поликлинике имеются все условия для полноценного
обследования этой категории больных. Наряду с этим нередко в стационарах
больничных учреждений делаются повторно аналогичные исследования, которые были
проведены в поликлинике. В результате неоправданно увеличиваются сроки
стационарного лечения.
Серьезные недостатки имеют место в
процессе долечивания больных, после выписки их из стационара больницы или
санатория (санатория - профилактория) и проведения последующего
восстановительного лечения. Иногда эти мероприятия со стороны поликлиник
ограничиваются оформлением больничных листков, без активного наблюдения и
соответствующего лечения. В результате не закрепляются результаты лечения,
достигнутые в стационаре (санатории), и тем самым, сокращается ремиссия в
течении заболевания, возникает необходимость повторной госпитализации больных.
В ряде поликлиник отсутствует должная
преемственность в работе с учреждениями скорой медицинской помощи, что нередко
приводит к несвоевременному оказанию надлежащей медицинской помощи больным с
рецидивирующими и другими заболеваниями, требующими систематического наблюдения
и своевременного проведения всего комплекса лечебно - оздоровительных
мероприятий. Совершенно недопустимым является сокращение некоторыми
поликлиниками объема оказания помощи больным на дому (окончание записи в 12-14
часов и прекращение врачами посещения больных на дому в 16-17 часов). В
результате некоторые больные, которых должен посетить участковый врач и оказать
им необходимую помощь, вынуждены обращаться за медицинской помощью в учреждения
скорой медицинской помощи. Это является одной из причин несвоевременного выезда
бригад скорой медицинской помощи к больным с острой патологией.
В некоторых поликлиниках нет должной
согласованности в работе с санитарно - эпидемиологическими станциями и прежде
всего, в проведении комплексных противоэпидемических и профилактических
мероприятий, а также в осуществлении мер по санитарно - гигиеническому
воспитанию населения.
В некоторых поликлиниках не используются
в полном объеме современные методы инструментального, аппаратного и
лабораторного обследования больных, новые, эффективные методы и средства
лечения. Вместе с тем, опытом работы передовых коллективов амбулаторно -
поликлинических учреждений убедительно доказано, что многие категории больных
можно полноценно обследовать и успешно лечить в условиях поликлиники.
Серьезные недостатки в ряде амбулаторно
- поликлинических учреждений имеются в постановке и уровне проведения
диспансеризации населения. Нередко диспансеризация больных и здоровых
проводится формально и поверхностно. В ряде поликлиник не берутся на
диспансерный учет и динамическое наблюдение лица с повышенным риском
заболевания и рабочие ведущих отраслей промышленности. В то же время нагрузка
по диспансерному наблюдению на одного врача - специалиста в некоторых
поликлиниках не превышает 40-60 человек. Не всегда лицам, взятым на
диспансерный учет, проводятся своевременно и в полном объеме необходимые
исследования и лечебно - оздоровительные мероприятия. Еще недостаточно
используются для проведения диспансеризации субботние дни недели.
В ряде поликлиник ограничен объем
хирургической помощи и наблюдается малая хирургическая активность, что, в
основном, обусловлено невысокой квалификацией некоторых врачей - хирургов, и
отсутствие должного руководства и контроля за их работой.
Медленно внедряются в практику
передовые, прогрессивные и эффективные формы и методы работы поликлиник или их
отдельных структурных подразделений. Вместе с тем многие из них для своего
внедрения не требуют особых, а некоторые вообще каких - либо материальных
затрат.
Для повышения уровня лечебно -
диагностического процесса в поликлиниках органы здравоохранения медленно
организуют централизованные биохимические, серологические и цитологические
лаборатории, эндоскопические отделения, а также консультативно -
диагностические поликлиники. Работники некоторых медицинских ВУЗов и научно -
исследовательских институтов еще недостаточно уделяют внимание работе
поликлиник и оказанию практической помощи врачам этих учреждений.
Уровень и качество амбулаторно -
поликлинической помощи во многом определяется подготовкой и квалификацией
врачебных кадров, особенно участковых врачей. Прежде всего от их
профессионального уровня и степени подготовки, воспитания и технического
оснащения во многом зависит полнота обследования больного, своевременная
диагностика и исход заболевания.
Однако некоторые руководители
министерств здравоохранения союзных республик и местных органов здравоохранения
далеко не все сделали, чтобы по-настоящему поднять авторитет и ответственность
участкового врача поликлиники, качество и культуру его работы.
Медленно выполняется важнейшая задача,
поставленная перед органами здравоохранения постановлением ЦК КПСС и Совета
Министров СССР N 870, о разукрупнении врачебных участков. В ряде республик и
областей численность населения на одного участкового врача - терапевта
составляет три и более тысячи взрослого населения.
Органы здравоохранения в ряде случаев
неправильно решают вопрос развития специализированной помощи. Проверка,
проведенная более чем в 30 городах, показала, что нередко специализированные
кабинеты и отделения организуются без учета потребности в данном виде
медицинской помощи и имеющихся кадровых возможностей.
В некоторых поликлиниках имеет место
неправильная и нечеткая работа регистратур, отсутствие предварительной записи
больных на прием к врачу, медленно внедряется метод самозаписи больных; не
используются другие прогрессивные методы работы регистратур. В ряде поликлиник
не установлен надлежащий режим работы, графики работы врачей не в полной мере
соответствуют графикам работы предприятий, размещенных на территории
деятельности поликлиники. Медленно решаются вопросы совершенствования
организации труда врачей и других медицинских работников.
В ряде поликлиник еще не изжиты факты
невнимательного отношения к больным.
Руководители некоторых амбулаторно -
поликлинических учреждений не уделяют должного внимания санитарно -
просветительной работе и гигиеническому воспитанию населения, мало используют
разнообразные формы группового и индивидуального санитарного просвещения,
беседы врача с больным, особенно при посещении больных на дому, и среди лиц,
состоящих на диспансерном учете. Недостаточно широко пропагандируется среди
населения здоровый образ жизни.
Важнейшей задачей является дальнейшее
развитие и совершенствование амбулаторно - поликлинической помощи сельскому
населению. За годы X пятилетки число амбулаторий в сельской местности
увеличилось на 1382. В этот период организовано 1886 приписных терапевтических
и 1274 педиатрических врачебных участков. Значительно расширена амбулаторная
врачебная помощь сельскому населению в поликлиниках центральных районных
больниц и консультативная помощь в межрайонных специализированных отделениях.
Продолжают расширяться передвижные виды
амбулаторной врачебной помощи (амбулатории, стоматологические кабинеты и др.),
а также увеличивается число выездов врачей - специалистов центральных районных
больниц в сельские участковые больницы и амбулатории.
Улучшилось оснащение сельских
амбулаторно - поликлинических учреждений медицинской техникой и санитарным
автотранспортом. Повысилась укомплектованность сельских участковых больниц и
амбулаторий врачебными и средними медицинскими кадрами.
В результате проведенных мероприятий
число посещений сельских жителей к врачам увеличилось с 4,3 в 1975 г. до 5,3 в
1980 г.
Однако объем врачебной амбулаторно -
поликлинической помощи увеличивается медленными темпами, особенно в Казахской,
Туркменской, Таджикской союзных республиках, ряде областей РСФСР.
План строительства сельских амбулаторно
- поликлинических учреждений в Азербайджанской, Киргизской, Таджикской союзных
республиках за X пятилетку не выполнен.
В ряде областей РСФСР, Казахской,
Киргизской, Туркменской, Таджикской союзных республик еще значительное число
сельских участковых больниц и амбулаторий не укомплектовано врачами.
До настоящего времени продолжают иметь
место факты, когда некоторые местные органы здравоохранения продолжают
реорганизовывать сельские участковые больницы, без учета соответствующих
условий.
В целях дальнейшего развития и
совершенствования амбулаторно - поликлинической помощи, повышения ее качества и
эффективности
1. ПРИКАЗЫВАЮ:
1.1.
Министрам здравоохранения союзных и автономных республик, заведующим
областными, краевыми отделами здравоохранения, начальникам Главных управлений
здравоохранения:
1.1.1.
В 1981 году разработать в пределах выделенных на XI пятилетку материальных,
трудовых и финансовых ресурсов перспективный план развития сети и
совершенствования работы амбулаторно - поликлинических учреждений в городских и
сельских местностях на период до 1985 года, имея в виду обеспечить значительное
повышение уровня амбулаторно - поликлинической помощи городскому и сельскому населению,
усиление мер профилактики, снижение заболеваемости, инвалидности и смертности.
В
плане предусмотреть следующие основные мероприятия:
пересмотреть
сеть имеющихся поликлиник (амбулаторий) с целью их укрупнения, используя, в
необходимых случаях, небольшие учреждения, как отдельные структурные
подразделения крупных поликлиник (отделение профилактики, восстановительного
лечения и др.), без нарушения территориального и производственного (цехового)
принципов оказания поликлинической помощи;
в
течение 1982-1985 гг. обеспечить приведение структуры всех городских поликлиник
в соответствие с примерной организационной структурой городских поликлиник, а
также с функциями, объемом и характером деятельности поликлиник,
предусмотренных положением о них, утвержденных настоящим приказом;
предусмотреть
организацию в крупных городах городских поликлиник консультативно -
диагностической помощи в соответствии с примерной организационной структурой,
положением о ней, утвержденных настоящим приказом.
В
этих поликлиниках предусмотреть организацию специализированных отделений
(кабинетов) по следующим профилям: кардиологии, пульмонологии,
гастроэнтерологии, урологии, онкологии, неврологии, эндокринологии,
гематологии, аллергологии, артрологии и других.
В
указанных поликлиниках обеспечить консультативные приемы профессоров, доцентов,
ассистентов медицинских вузов (факультетов) и научных работников научно -
исследовательских учреждений.
Считать
целесообразным организовывать указанные поликлиники в составе многопрофильных
больниц, клиник медицинских вузов и научно - исследовательских учреждений
клинического профиля;
предусмотреть
организацию в крупных городах хозрасчетных городских поликлиник или отделений
(на спецсредствах) для медицинского осмотра лиц, работающих в пищевых,
коммунальных объектах и других учреждениях, которые в соответствии с
действующим законодательством подлежат обязательным профилактическим осмотрам;
предусмотреть
открытие в городских поликлиниках, обслуживающих 30 тысяч населения и более,
отделений профилактики, организовав их работу в соответствии с положением о
них, утвержденным настоящим приказом.
1.1.2.
Усилить профилактическую деятельность поликлиник, сосредоточив работу врачей на
проведении комплексных мероприятий по предупреждению заболеваний путем
выявления лиц с повышенным риском заболевания и проведения среди них плановых
лечебно-оздоровительных мероприятий, целенаправленной санитарной пропаганды за
здоровый быт и борьбу с вредными привычками, рационального и эффективного
использования физкультуры и спорта, создания "групп здоровья" и
других мероприятий.
1.1.3.
Организовать диспансеризацию населения в соответствии с положением о
диспансеризации, утвержденным настоящим приказом и действующей инструкцией.
Особое внимание сосредоточить на формировании диспансерных контингентов из
числа рабочих ведущих отраслей промышленности и профессий с вредными и тяжелыми
условиями труда, учащихся и работающих подростков, лиц с повышенным риском
заболевания, а также больных, определяющих уровень заболеваемости и смертности
(сердечно - сосудистые, онкологические, органов дыхания и пищеварения).
Обеспечить целенаправленное применение профилактических и
лечебно-оздоровительных мероприятий: принятие мер по улучшению
санитарно-гигиенических условий труда на производстве и устранению вредных
факторов, широкое использование противорецидивного и восстановительного
лечения, своевременное направление на стационарное лечение, в санатории -
профилактории, назначение диетического питания, использование других
мероприятий.
1.1.4.
Обеспечить действенную преемственность в обследовании и лечении больных между
поликлиникой и стационаром, между поликлиникой и станциями (отделениями) скорой
и неотложной медицинской помощи, между поликлиникой и санаториями
(санаториями-профилакториями). Главная и основная цель этой большой и важной
задачи - обеспечить непрерывность лечебно-диагностического процесса.
Необходимо
рассматривать каждый случай направления плановых больных из поликлиники в
больницу без должной полноты обследования и непроведения активного наблюдения и
лечения больных после выписки их из больницы, санатория (санатория -
профилактория), особенно после лечения по поводу инфаркта миокарда, инсульта,
как серьезные дефекты в работе поликлиники.
1.1.5.
Сосредоточить особое внимание на повышении качества и культуры работы
поликлиник, расширении объема и характера их лечебно - диагностической
деятельности. С этой целью:
в
течение 1981-1983 гг. принять меры по оснащению (дооснащению) всех поликлиник
медицинской техникой, инструментарием и оборудованием с учетом примерных
перечней, утвержденных настоящим приказом;
обеспечить
обязательные лабораторные, инструментальные и аппаратные исследования при
обследовании больных, обратившихся в поликлинику, в соответствии с перечнями
обязательных исследований, утвержденных настоящим приказом. Исследования, не
производящиеся в данной поликлинике, должны проводиться в централизованном
порядке в другом амбулаторно - поликлиническом учреждении;
обеспечить
активное внедрение в работу поликлиник современных методов и средств
профилактики, диагностики и лечения больных;
разработать
конкретный план повышения квалификации врачей поликлиник на 1981-1985 гг.,
обратив особое внимание на подготовку врачей: участковых терапевтов,
кардиологов, рентгенологов, лаборантов, невропатологов, офтальмологов, хирургов
и др.;
повысить
ответственность заведующих отделениями (кабинетами) поликлиник за уровень и
качество поликлинической помощи населению, культуру работы этих подразделений;
направить
идейно - воспитательную работу среди медицинского персонала поликлиник, прежде
всего на искоренение случаев невнимательного отношения к больным. Каждый случай
нарушения трудовой, производственной дисциплины предавать гласности в
коллективах и принимать необходимые меры к их предупреждению;
развивать
и совершенствовать в коллективах поликлиник социалистическое соревнование,
движение за коммунистическое отношение к труду и наставничество. Включать в
социалистические обязательства конкретные предложения, направленные на улучшение
показателей работы каждого сотрудника и коллектива в целом. Ежегодно проводить
смотры работы поликлиник и их структурных подразделений.
1.1.6.
Обязать главных специалистов министерств здравоохранения союзных республик и
местных органов здравоохранения систематически анализировать состояние
амбулаторно-поликлинической помощи по соответствующему разделу работы,
разрабатывать и осуществлять план мероприятий, направленный на повышение
качества обследования и лечения амбулаторных больных, на освоение врачами современных
методов и средств профилактики, диагностики и лечения больных.
1.1.7.
Осуществлять дальнейшее развитие специализированных видов медицинской помощи в
поликлинических условиях путем создания специализированных отделений и
кабинетов в крупных поликлиниках, сосредоточив в них узкоспециализированные
приемы, диагностические кабинеты и лаборатории, оснащая их соответствующей
медицинской техникой, укомплектовывая опытными кадрами.
1.1.8.
Потребовать от руководителей поликлиник:
повысить
уровень руководства и контроль за работой всех структурных подразделений
поликлиники;
обеспечить
высокий уровень оказания амбулаторно-поликлинической помощи населению, качество
проведения профилактических мероприятий и диспансеризации;
систематического
снижения на территории деятельности поликлиники заболеваемости, инвалидности и
смертности населения;
шире
использовать принципы морального и материального стимулирования деятельности
врачей поликлиники и прежде всего участковых врачей, представления к
поощрениям, установления квалификационных категорий и др.
1.1.9.
Обеспечить дальнейшее усиление роли территориальных поликлиник в медико -
санитарном обеспечении рабочих промышленных предприятий. С этой целью:
в
1981-1983 гг. завершить создание цеховых участков для промышленных предприятий
с числом рабочих 1000 и более и осуществлять оказание им медицинской помощи в
соответствии с действующими положениями. Медицинское обслуживание работников
более мелких промышленных предприятий осуществлять персоналом территориальных
поликлиник;
практиковать
создание отделений территориальных поликлиник на промышленных предприятиях, не
имеющих медико - санитарных частей;
усилить
работу по руководству и оказанию практической помощи в работе цеховым врачам со
стороны заведующих терапевтическими отделениями и врачей - специалистов
поликлиник, прежде всего в разработке и осуществлении мер профилактики,
проведении профилактических осмотров и диспансеризации;
осуществить
мероприятия по совершенствованию экспертизы временной нетрудоспособности, имея
в виду обеспечить обоснованную оценку состояния здоровья лиц, обратившихся в
поликлинику.
1.1.10.
Обратить особое внимание на дальнейшее развитие, совершенствование и укрепление
территориальной участковой врачебной службы и повышение авторитета участкового
врача. С этой целью:
в
течение 1981-1985 гг. завершить работу по разукрупнению территориальных
врачебных участков и приведению численности населения на терапевтических
участках до норм, установленных постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР
N 870 от 22 сентября 1977г.;
обеспечить
в течение 1981-1985 гг. участковых врачей-терапевтов специальными укладками с
набором необходимых медикаментов и инструментария и портативной диагностической
аппаратурой;
осуществить
мероприятия по обеспечению участковых врачей-терапевтов автотранспортом в
соответствии с нормативами, утвержденными приказом Министерства здравоохранения
СССР N 300 от 25.03.76 г. "О нормах оснащения учреждений здравоохранения
санитарным автотранспортом, о режиме работы санитарного автотранспорта";
обеспечить
систематическое повышение квалификации участковых врачей-терапевтов путем их
направления в институты (факультеты) усовершенствования врачей (не реже одного
раза в 5 лет), а также используя другие формы повышения их знаний. При повышении
их квалификации особое внимание обратить на подготовку в области
сердечно-сосудистой патологии, заболеваний органов дыхания и пищеварения.
Обучить всех участковых врачей-терапевтов расшифровке электрокардиограмм.
1.1.11.
Обратить особое внимание на организацию и качество работы отделений и кабинетов
восстановительного лечения в поликлиниках, с этой целью:
в
течение 1981-1985 гг. завершить организацию отделений восстановительного
лечения в городских поликлиниках, имея в виду в наиболее крупных из них организовать
межполиклинические отделения, в соответствии с утвержденными настоящим приказом
положениями и штатными нормативами, и оснащать их оборудованием и аппаратурой в
соответствии с примерным перечнем, утвержденным настоящим приказом;
обеспечить
проведение в отделениях восстановительного лечения всего комплекса лечебных
мероприятий для больных, прежде всего таких групп заболеваний, как сердечно -
сосудистые и нервные болезни, заболевания органов дыхания и повреждения
опорно-двигательного аппарата;
принять
меры к производству на месте нестандартного оборудования для отделений
восстановительного лечения поликлиник (в основном по разделу механотерапии и
трудовой терапии), используя для этой цели шефскую помощь местных промышленных
предприятий, конструкторских бюро, научно - исследовательских институтов
политехнического профиля.
1.1.12.
Обратить особое внимание на систему организации и уровень работы регистратуры
поликлиник, обеспечив ее деятельность в соответствии с положением, утвержденным
настоящим приказом. Для улучшения и упорядочения работы регистратуры
разработать и осуществить следующие мероприятия:
рассмотреть
и утвердить время и график работы регистратуры по каждой поликлинике, порядок
записи больных на прием к врачу, сократить до минимума затраты времени больных
на посещение поликлиник;
в
течение 1981-1982 гг. завершить перевод регистратур всех поликлиник на метод
самозаписи на прием к врачу.
1.1.13.
Повысить уровень руководства амбулаторно-поликлиническими учреждениями и
усилить контроль за их деятельностью, с этой целью:
улучшить
подбор руководителей поликлиник и обеспечить систематическое повышение их
квалификации по вопросам организации и управления амбулаторно -
поликлиническими учреждениями;
организовать
при местных органах здравоохранения методические советы по
амбулаторно-поликлинической помощи населению;
повысить
роль общественных советов, созданных при поликлиниках;
обеспечить,
не реже двух раз в течение года, проведение отчетов руководителей поликлиник
перед населением.
1.1.14.
Обеспечить в 1981-1985 гг. организацию в поликлиниках аптечных пунктов 1
категории и кабинетов фармацевтической информации, в соответствии с действующим
положением и штатными нормативами.
1.1.15.
Утвердить в 1981-1982 гг. лучшие амбулаторно-поликлинические учреждения в
качестве республиканских и областных школ передового опыта, где систематически
проводить совещания и обмен опытом главных врачей поликлиник и других
медицинских работников этих учреждений.
1.1.16.
Сосредоточить особое внимание на развитии и совершенствовании
амбулаторно-поликлинической помощи сельскому населению, имея в виду в XI
пятилетке значительно улучшить обеспечение населения сельских районов врачебной
амбулаторно-поликлинической помощью. С этой целью:
усилить
работу по дальнейшему развитию сети амбулаторно-поликлинических учреждений в
сельской местности, обратив особое внимание на строительство амбулаторий по
действующим типовым проектам, широко привлекая для решения этой задачи средства
колхозов, совхозов и других учреждений, предприятий и организаций;
принять
меры к оснащению амбулаторий, расположенных в сельской местности, необходимой
медицинской техникой и прежде всего портативной, а также наборами и укладками.
Обеспечить эти учреждения санитарным автотранспортом в соответствии с действующими
нормативами;
усилить
работу по организации приписных терапевтических и педиатрических врачебных
участков в составе поликлиник (амбулаторий) центральных районных больниц;
разработать
и в течение 1981-1985 гг. осуществить мероприятия по организации работы
передвижных амбулаторий, стоматологических кабинетов и выездных врачебных
бригад;
продолжить
развитие межрайонных специализированных отделений и расширить их деятельность
по оказанию специализированной амбулаторно - поликлинической помощи сельскому
населению.
1.2.
Начальнику Планово-финансового управления Министерства здравоохранения СССР
тов.Головтееву В.В., начальнику Главного управления лечебно-профилактической
помощи Министерства здравоохранения СССР тов. Шаткину И.В., начальнику
Управления по внедрению новых лекарственных средств и медицинской техники
Министерства здравоохранения СССР тов. Бабаяну Э.А., начальнику В/О
"Союзмедтехника" тов. Русанову В.П., директору Всесоюзного
научно-исследовательского института социальной гигиены и организации здравоохранения
им. Н.А.Семашко Министерства здравоохранения СССР тов. Серенко А.Ф.:
- до 1
января 1982 года разработать табель оснащения поликлиник медицинской техникой,
оборудованием и инвентарем, с учетом их мощности и структуры.
1.3.
Директору Всесоюзного научно-исследовательского института социальной гигиены и
организации здравоохранения им. Н.А.Семашко Министерства здравоохранения СССР
тов.Серенко А.Ф. разработать и представить на утверждение проекты:
1.3.1.
В 1982 г. - "Методических рекомендаций по организации рабочего места врача
и медицинской сестры поликлиники";
1.3.2.
В 1982 г. - "Краткого справочника участкового врача-терапевта
поликлиники";
1.3.3.
В 1982 г. - "Методических рекомендаций по применению (внедрению) комплекса
мероприятий НОТ в условиях поликлиники";
1.3.4.
К 1 июля 1982 г. - систему показателей оценки объема, качества и эффективности
работы амбулаторно-поликлинических учреждений;
1.3.5.
К 1 июля 1982 г. - проект "Инструкции о порядке обеспечения
преемственности в обследовании и лечении больных между поликлиникой,
стационаром и станциями (отделениями) скорой и неотложной медицинской
помощи".
1.4.
Главному управлению высших учебных заведений Министерства здравоохранения СССР
предусмотреть во всех институтах усовершенствования и факультетах
усовершенствования врачей при медицинских ВУЗах организацию постоянно
действующих циклов повышения квалификации руководителей поликлиник, заведующих
отделениями, участковых врачей - терапевтов.
1.5.
Директору ГИПРОНИИЗДРАВ'а тов. Рощину А.В., начальнику Главного управления
лечебно - профилактической помощи Министерства здравоохранения СССР тов.
Шаткину И.В., начальнику Управления проектирования и капитального строительства
Министерства здравоохранения СССР тов. Ромашихину Ю.А.:
- в 1
квартале 1982 года разработать технико-экономические обоснования, задания и
программы для проектирования амбулаторий различной мощности, расположенных в
сельской местности.
1.6.
Директору ГИПРОНИИЗДРАВа тов. Рощину А.В., начальнику Управления проектирования
и капитального строительства Министерства здравоохранения СССР тов. Ромашихину
Ю.А.:
при
разработке новых проектов поликлиник предусматривать в них помещения для
размещения кабинетов и отделений в соответствии с примерной организационной
структурой городских поликлиник, утвержденной настоящим приказом.
В
поликлиниках мощностью 500 и более врачебных посещений в смену предусматривать,
кроме того, автоматический картоподъемник для доставки медицинских карт в
кабинеты врачей;
до 1
июля 1983 года разработать типовые проекты амбулаторий, расположенных в
сельской местности, и поликлиник различной мощности.
1.7.
Начальнику Управления по внедрению новых лекарственных средств и медицинской
техники Министерства здравоохранения СССР тов. Бабаяну Э.А., начальнику
Главного управления лечебно-профилактической помощи Министерства
здравоохранения СССР тов. Шаткину И.В. в трехмесячный срок рассмотреть и
утвердить техническую документацию на функциональный стол для врача и
медицинской сестры, ведущих амбулаторный прием, разработанный Всесоюзным
научно-исследовательским институтом социальной гигиены и организации
здравоохранения им. Н.А. Семашко Министерства здравоохранения СССР и ВПКТИ
мебели; начальнику Главного управления материально - технического снабжения
Министерства здравоохранения СССР тов. Астахову Н.А. принять меры к организации
его серийного производства, начиная с 1982 года.
2. УТВЕРЖДАЮ:
2.1.
Примерную организационную структуру (приложение 1),
положение (приложение 2) и
примерный набор помещений (приложение 3)
городской поликлиники;
2.2.
Примерную организационную структуру городской поликлиники консультативно -
диагностической помощи (приложение 4);
2.3.
Положение о городской поликлинике консультативно-диагностической помощи (приложение 5);
2.4.
Примерную штатно - организационную структуру и положение о хозрасчетной
городской поликлинике для проведения профилактических осмотров (приложение 6, приложение 7);
2.5.
Положения о структурных подразделениях городской поликлиники:
2.5.1.
О регистратуре городской поликлиники (приложение 8);
2.5.2.
Об отделении профилактики городской поликлиники (приложение 9); - Положение
утратило силу. - Приказ Минздрава СССР от 30.05.1986 N 770.
2.5.3.
О кабинете доврачебного приема городской поликлиники (приложение 10);
2.5.4.
О смотровом женском кабинете (приложение 11);- Положение утратило силу.
- Приказ Минздрава СССР от 30.05.1986 N 770.
2.5.5.
Об отделении (кабинете) восстановительного лечения городской поликлиники (приложения 12, приложение 13) и
должностных лицах этого отделения (кабинета);
2.5.6.
О заведующем отделением восстановительного лечения городской поликлиники (приложение 14);
2.5.7.
Положение о враче-травматологе-ортопеде отделения восстановительного лечения
городской поликлиники (приложение 15);
2.5.8.
О враче-невропатологе отделения восстановительного лечения городской
поликлиники (приложение 16);
2.5.9.
О враче-кардиологе отделения восстановительного лечения городской поликлиники (приложение 17);
2.5.10.
О логопедическом кабинете отделения восстановительного лечения городской
поликлиники (приложение 18);
2.5.11.
О физиотерапевтическом отделении (кабинете) городской поликлиники (приложение
19); - Положение утратило силу. - Приказ Минздрава СССР от 21.12.1984 N
1440.
2.5.12.
О хирургическом, отоларингологическом, офтальмологическом и неврологическом
отделении (кабинете) городской поликлиники (приложение 20);
2.5.13.
О кабинете инфекционных заболеваний городской поликлиники (приложение 21);
2.5.14.
О гастроэнтерологическом кабинете городской поликлиники (приложение 22);
2.5.15.
О пульмонологическом кабинете городской поликлиники (приложение 23); - Положение
утратило силу. - Приказ Минздрава СССР от 22.01.1986 N 117.
2.5.16.
Об эндокринологическом кабинете городской поликлиники (приложение 24); - Положение
утратило силу. - Приказ Минздрава СССР от 24.02.1988 N 140.
2.5.17.
О кардиологическом кабинете городской поликлиники (приложение 25);
2.5.18.
О ревматологическом кабинете городской поликлиники (приложение 26); - Положение
утратило силу. - Приказ Минздрава СССР от 16.04.1984 N 420.
2.5.19.
О гериатрическом кабинете городской поликлиники консультативно-диагностической
помощи (приложение 27);
2.5.20.
Об эндоскопическом кабинете городской поликлиники (приложение 28);
2.5.21.
Об анамнестическом кабинете городской поликлиники (приложение 29); - Положение
утратило силу. - Приказ Минздрава СССР от 30.05.1986 N 770.
2.5.22.
О кабинете санитарного просвещения и гигиенического воспитания населения
городской поликлиники (приложение 30); - Положение утратило силу. -
Приказ Минздрава СССР от 30.05.1986 N 770.
2.5.23.
О рентгеновском отделении (кабинете) городской поликлиники (приложение 31);
2.5.24.
О клинико-диагностической лаборатории городской поликлиники (приложение 32);
2.5.25.
Об отделении (кабинете) функциональной диагностики городской поликлиники (приложение 33);
2.5.26.
Об аптечных пунктах и кабинете фармацевтической информации (приложения 34, 35).
- Положение утратило силу. - Приказ Минздрава СССР от 22.12.1989 N
673.
2.6.
Положение о диспансеризации взрослого населения (приложение 36); - Положение
утратило силу. - Приказ Минздрава СССР от 30.05.1986 N 770.
2.7.
Положение об организации и проведении профилактических осмотров (приложение
37); - Положение утратило силу. - Приказ Минздрава СССР от 30.05.1986 N
770.
2.8.
Положение об организации и проведении прививок среди взрослого населения (приложение 38);
2.9.
Положения о должностных лицах городской поликлиники:
2.9.1.
О главном враче городской поликлиники (приложение 39);
2.9.2.
О заместителе главного врача городской поликлиники по медицинской части (приложение 40);
2.9.3.
О заместителе главного врача городской поликлиники по экспертизе временной
нетрудоспособности (приложение 41);
2.9.4.
О заведующем лечебно-профилактическим отделением городской поликлиники (приложение 42);
2.9.5.
О враче-специалисте лечебно-профилактических подразделений поликлиники (приложение 43);
2.9.6.
О враче-терапевте участковом поликлиники (амбулатории) (приложение 44);
2.9.7.
О враче-терапевте участковом цехового врачебного участка (приложение 45);
2.9.8.
О враче-терапевте подростковом поликлиники (амбулатории) (приложение 46);
2.9.9.
Об участковой медицинской сестре территориального терапевтического участка (приложение 47);
2.9.10.
О главной (старшей) медицинской сестре городской поликлиники (приложение 48);
2.10.
Положение о поликлинике (амбулатории) центральной районной (районной) больницы
(приложение 49);
2.11.
Положение об амбулатории (приложение 50);
2.12.
Положение о межрайонном лечебно-профилактическом отделении центральной районной
(районной, городской) больницы (приложение 51);
2.13.
Положение о выездной врачебной бригаде (приложение 52);
2.14.
Положение о фельдшерско - акушерском пункте (приложение 53);
2.15.
Примерный перечень основного оснащения медицинской техникой городских
поликлиник (приложение 54);
2.16.
Дополнительный перечень медицинской техники (к основному примерному перечню)
для оснащения городской поликлиники консультативно - диагностической помощи (приложение 55);
2.17.
Перечень медицинской техники, рекомендуемой дополнительно медико-санитарным
частям при крупных промышленных предприятиях (приложение 56);
2.18.
Перечень обязательных лабораторных исследований, применяемых в городской
поликлинике (приложение 57);
2.19.
Перечень обязательных инструментальных и аппаратных исследований, применяемых в
городской поликлинике (приложение 58);
2.20.
Расчетные нормы обслуживания для врачей амбулаторно-поликлинических учреждений
(подразделений) (приложение 59); - Нормы утратили силу. - Приказ
Минздрава СССР от 22.07.1987 N 902.
2.21.
Положение о централизованной стерилизационной в городской поликлинике (приложение 60);
2.22.
Штатные нормативы отделений профилактики городских поликлиник, расположенных в
городах с населением свыше 25 тыс.человек (приложение 61); - Положение
утратило силу. - Приказ Минздрава СССР от 30.05.1986 N 770.
2.23.
Штатные нормативы медицинского и педагогического персонала отделений
восстановительного лечения городских поликлиник, расположенных в городах с
населением свыше 25 тыс. человек (приложение 62);
2.24.
Положение о проведении профилактических и противоэпидемических мероприятий на
территории деятельности городской поликлиники (амбулатории) (приложение 63);
2.25.
Изменение номенклатуры врачебных должностей и действующих штатных нормативов
лечебно-профилактических учреждений здравоохранения (приложение 64).
3. Считать
утратившими силу:
приказ
Министра здравоохранения СССР N 321 от 20.07.60 г. "О состоянии и мерах по
дальнейшему улучшению амбулаторно - поликлинического обслуживания городского
населения";
приказ
Министерства здравоохранения СССР N 648 от 14.07.75 г. "Об утверждении
Положения о кардиоревматологическом кабинете";
приказ
Министерства здравоохранения СССР N 1133 от 15.11.80 г. "Об организации
отделений восстановительного лечения в городских поликлиниках";
"Положение
о смотровом кабинете поликлиники" - приложение 4 к приказу Министерства
здравоохранения СССР N 425 от 29.04.76 г. "О мерах по дальнейшему
улучшению и развитию онкологической помощи населению";
"Положение
о враче - участковом терапевте цехового врачебного участка" - приложение 3
к приказу Министерства здравоохранеия СССР N 12 от 3.01.78 г. "О состоянии
и мерах по дальнейшему улучшению медицинской помощи трудящимся промышленности,
строительства, транспорта";
"Положение
о ревматологическом кабинете поликлиники" - приложение 1 к приказу
Министерства здравоохранения СССР N 890 от 28.08.79 г. "О дальнейшем
совершенствовании ревматологической помощи населению";
приказ
Министерства здравоохранения СССР N 674 от 9.08.50 г.;
приказ
Министерства здравоохранения СССР N 645 от 3.09.69 г.;
"Положение
о фельдшерско - акушерском пункте" - приложение 1 к приказу Министра
здравоохранения СССР N 566 от 27.07.73 г. "О состоянии и мерах по
дальнейшему улучшению работы фельдшерско - акушерских пунктов страны".
Контроль
за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра
здравоохранения СССР тов. Сафонова А.Г.
Министр здравоохранения СССР
С.П.БУРЕНКОВ